1 мая. Бельтейн

1 мая. Бельтейн

Закат с 30 апреля по закат 1 мая – Бельтейн, Вальпургиева ночь, Живин день, Майский день

1 мая — половина пути между Весенним Равноденствием и Летним Солнцестоянием, возвещал приход лета и должен был умиротворить богов, чтобы они сохранили хорошую погоду и хороший урожай. Это день, когда двери потустороннего Мира открывались и что-нибудь могло случиться.

Наступление лета в начале мая отмечали буквально повсюду в Европе. Это фестиваль Флоры в древнем Риме, Бельтейн у кельтских народов, Вальпургиева ночь у германских и скандинавских племен, Живин день у славян. В языческих календарях, основанных на солнечных и лунных циклах, Майские фестивали, находясь по середине отрезка между весенним равноденствием (20-21 марта) и летним солнцестоянием (21 июня), знаменовали начало лета.

Живин день

Празднование Живина дня начиналось ровно в полночь, но накануне все девушки и молодые женщины занимались подготовкой яств, праздничной поляны, наряжались и украшали свои волосы. Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») — богиня жизни, весны, плодородия, рождения, зерна. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях; подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым.

Она — Богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов. Она же, покровительница девушек и молодых жён, к ней ходили на поклон пожаловаться на измену друга или неласковость старой свекрови, которую Жива быстро ставила на место. К ней ходили просить послать младенца, и если женщина долго не беременела, то все считали, что прогневила она чем-то Живу, и надо ей дождаться Живиной ночи и проявить себя, задобрить Богиню.
При христианстве культ богини Живы был заменён культом Параскевы Пятницы.

Женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы.

Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну.

Весь день посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

Вальпургиева ночь

Праздник Вальпургиева ночь (другие названия Белтан, Гетшаман, Рудамас) — ночь с 30 апреля на 1 мая – один из самых значимых языческих праздников кельтов и немцев и посвящен свадьбе Бога и Богини. Традиционно в это время проводился главный шабаш европейских ведьм, магов и колдунов. Рассмотрим этот праздник с двух точек зрения: немецкой и кельтской.
Вальпургиева ночь (немецкий вариант)

По немецким народным поверьям Вальпургиева ночь — с 30 апреля на 1 мая служит годичным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего Рогатого Бога на высокой, недоступной горе Брокен, где и делали “шабаш”.
Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпургии (христианскому аналогу тевтонской Матери-Земли, Вальбурга), сестры св. Видибальда, канонизованной в 778 г. Святая Вальпургия, Уимбурнская монахиня (Англия), приехала в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день — 1 мая.

Бельтейн (кельтский вариант)

Также назывался «Огонь Бога Беля» и противоположен Самайну (прим. Хеллоуин). Если Самайн раскрывает взаимодействие аспектов жизни и смерти, то Бельтейн являет торжество и славу земного бытия. Это праздник костров, привлекающих небесное благословение.

Существует традиция ничего никому не давать из дома на Бельтейн, кроме приготовленной заранее и специально для ряженых еды. Считалось дурной приметой поделиться с кем-нибудь в майский день водой, едой, угольком от очага, молоком своих коров, солью, одолжить посуду и т.п. Во многих местностях даже традиционные майские хлебцы «на удачу» (совсем простенькие по составу, мука, нередко овсяная, и вода) замешивались и пеклись только собственноручно. К Самайну всё, что можно, вносилось в дом – потому что после этого праздника всё, оставшееся за пределами человеческого жилья, становилось собственностью фэйри. В Бельтейн, наоборот, – ломали и сжигали всё лишнее.

Можно выделить следующие общие черты, свойственные торжествам всех празднующих его народов, вне зависимости от занятий. Это, во-первых, затушивание всех зимних огней и разжигание нового, летнего, праздничного огня, во-вторых – жертвоприношение (бескровное и/или кровавое) и, в-третьих, встреча рассвета праздничного дня. Прочие традиции и обряды весьма разнообразны, и связаны преимущественно с типом ведения хозяйства в той или иной местности.

1. Костры Бельтейна складывались из девяти (по сохранившимся на середину 19го века этнографическим материалам) разных пород деревьев. Основной костёр складывался на холме или любой другой возвышенности, но он был не единственным: еще один или несколько костров складывались у подножия холма – нижние огни использовали для очищения животных: у кельтов существовал обычай устанавливать по два огня честь Беля, между которыми проводили больной скот, чтобы исцелить его и сохранить в течение следующего года. Вокруг костра часто выкапывался кольцевой ров – для присутствующих людей, чтобы они находились заведомо ниже огня – эта традиция хорошо сохранилась в Шотландии и некоторых частях Ирландии, хотя этот обычай может быть не повсеместным на островах.

В некоторых областях зафиксированы данные о том, что праздничный огонь непрерывно поддерживали несколько дней, и в этот период были обязательными ежеутренние приветствия восходящему солнцу.
Вообще, традиция разведения огня на возвышенности в майскую ночь свойственна почти всем европейским народам.

2. Бескровные огненные жертвы – это хлеб, майские лепёшки, остатки прошлогоднего ритуального зерна, зимние соломенные обереги, которые бросаются в огонь.

Во время празднования Бельтейна в Шотландии обязательно присутствует совместное выпекание на костре и разделение между собравшимися молодыми, неженатыми людьми ритуального пирога (лепёшки, запеканки). Пирог разламывается на части, и одна из них чернится углем; после этого куски разбираются вслепую. Тот, кто вытаскивает меченую часть, объявляется «избранным» (или, в центральных районах Шотландии – Cailleach beal-teine, Кильях Белтейн, «майской старухой», каргой). Этот человек должен либо трижды перепрыгнуть через огонь, либо (в некоторых областях) перекатиться через него, после чего считается мёртвым на весь праздник (в некоторых районах центральной Шотландии – на целый год, до следующего Бельтейна, и обходятся с ним весь этот год не очень приятно – примерно как с нежитью). Принесение в жертву животных, по всей видимости, было распространено широко.

3. Встреча рассвета также общий мотив, на что указывает огромное количество топонимов вроде «холм рассвета», «холм восхода дня», «холм майского солнца», разбросанных по всей территории Британии.

 

Бельтейн — хорошее время для магии, приносящей плодородие всех видов, для обрядов по улучшению здоровья и увеличению энергии, оформлению отношений у влюбленных пар, путешествиям и командировкам и всем делам, касающихся молодых людей, особенно тех, кто взял на себя важные обязательства. На Бельтейн особую силу обретают чары и заклинания.

Одним из атрибутов Бельтейна считается Майское дерево. Кельты наряжали дерево, стоящее посреди поселения разноцветными лоскутками, причём, на каждый лоскуток можно было загадать желание. Здесь важное значение имела цветовая символика: голубой — защита, тёмно-зелёный — процветание, красный — любовь, тёмно-фиолетовый, тёмно-синий — магия, остальные — дар духу дерева. Традиционные цвета праздника — красный и белый. Вокруг майского дерева устраивались танцы.

После Йоля (празднуется 21 декабря – Зимнее солцестояние) еловый ствол хранили до Бельтейн, где он выступал уже в роли майского шеста.

Длинные белые и красные ленты, привязанные к вершине столба, развевались на весеннем ветру, танцующие брали их и заплетали вокруг столба под звуки веселой музыки, погремушек и барабанов. Красные ленты вплетались по часовой стрелке, а белые — против часовой стрелки; таким образом, участники празднества вплетали стабильность и процветание в свою личную жизнь в предстоящие летние месяцы. Когда оставалось вплести последние несколько футов ленты, танцующие начинали двигаться против часовой стрелки, скрепляя пожелание роста и благополучия.

Всех участников праздника обносили вином и пивом. Ещё один из обрядов: коронование майских короля и королевы — выбирали самых красивых девушку и юношу, на голову им надевали венки, воздавали им почести и приносили дары, и до конца мая они считались мужем и женой, а после расходились. Майская Королева была единственной, кто могла носить зеленую одежду в этот день как бы в честь дружбы людей с феями и эльфами. Носить зеленое или красную шапочку обычным людям в этот день нельзя, иначе маленький народец прогневается.

Это великий праздник плодородия, посвященный Богине и Богу.

Бельтейн отмечает начало самого большого прилива, который достигает своей наивысшей точки в период летнего солнцестояния.
Бельтейн является одним из основных праздников Огня. Этот день знаменует переход от холодных к тёплым месяцам года. Считается, что именно в этот день духи и демоны ближе всего к человеку, нужно только грамотно воспользоваться этим. В ночь Бельтейна проводятся шабаши в лесу или на вершине горы. Бельтейн прославляет символическое соединение, брак женского и мужского аспектов божества и связан с началом лета. Так называемые «шалаши любви» принято было устраивать под березой или в березовой роще, венки из березовых ветвей дарили в знак любви, а майские шесты зачастую тоже делали из ствола березы. Майские обряды, естественно, не согласовывались с доктриной христианской церкви, и реакция народа на попытку запрещения празднеств была преимущественно негативной.

Люди украшают подоконники и пороги домов зелёными ветками или посыпают лепестками примулы, для того, чтобы волшебный народец не думал проникнуть в жилища людей, пока те празднуют. Все это должно быть срезано без помощи стали, чтобы только отстранить фей, а не оскорбить их. Они не терпят стали и железа. Никто в этот день не должен срезать и рвать боярышник, потому как это принесет беду и любовную неудачу.

Перед празднованием и тем более проведением ритуала было бы неплохо принять ванну, очищающую, во всех смыслах, с травками, цветами, свечами вокруг и благовониями. Тем более, что, в большинстве своем, Белтан празднуют ночью. Праздновать надо в лесу или около живого дерева. Сделайте небольшой символ или амулет в честь брака Бога и Богини и повесьте его на дерево. Также украсьте дерево ленточками, бусами, цветами и вообще тем, на что хватит вашего воображения. Затем соберите круг камней, соберите алтарь, зажгите свечи и курильницу. Дальше рекомендуют продекламировать Песню Благословения или любое другое вводное заклинание, произносящееся в начале ритуала. Затем призывайте Бога и Богиню, чувствуйте и благодарите эти силы за то, что весна пришла.

Травы, традиционно используемые для украшения алтаря, пространства вокруг магического круга, и всего дома: миндаль, ангелика, рябина, колокольчики, пятилистник, маргаритка, ладан, боярышник, плющ, сирень, ноготки, таволга, примула (первоцвет), роза, ясменник, жимолость, зверобой.
Традиционные благовония: ладан, сирень, роза.
Камни: изумруд, оранжевый карнеол, сапфир, розовый кварц.
Цвета свечей: все цвета.

На 1 мая – ритуал на красоту, с обращением к Живе (расцветают все ваши лучшие индивидуальные стороны внешние и внутренние)

Эликсир красоты – делаем на рассвете.

1. Берем яблоко (красное) и наговариваем на него трижды:

«Жива-юная краса, ты мила нам как весна!
Низко бью челом тебе, иду за помощью к тебе!
Помоги мне Жива, плодоносной своей силой,
Чтобы мне рожденной да (имя) нареченной
Стать как ты красивой, пригожей и милой,
Лебедушкой выступать, комплименты собирать.
Угости меня, Жива, яблочком молодильным.
В яблочке том сила – стану юной и красивой.
С яблочком из твоих рук – стану краше всех вокруг,
Ладная да статная, стройная да складная.
Силой Живы закрепляется, да в жизнь воплощается!»

2. Срезаем с яблока кожуру и наговариваем при этом следующие слова: Кожуру срезаю-счищаю, все, что красоте моей проявиться мешает – убираю.

3. Затем делаем эликсир, состоит из трех частей:

— талая или крещенская вода (треть стакана)
— мед (чайная ложка)
— из очищенного от кожуры яблока выжимаем сок (примерно тоже будет треть стакана).

Смешиваем все три части и наговариваем на эликсир слова (3 раза), мешаем посолонь деревянной или серебряной ложкой (по часовой стрелке, справа налево):

«Заговариваю-мешаю, ясной зорькой заряжаю.
Я нареченная (имя) девица беру крещенскую водицу.
Добавляю нектар свежий да лакомый медок сверху.
Как водичка чиста, как нектар вкусен всегда,
Как медок сладок, так и я буду ладной.
Ладной да пригожей, с красивой белой кожей.
Ясноокой, чернобровой, румяной да здоровой.
С густыми волосами да сладкими устами.
Краше в мире нет меня, диво как я хороша.
Слово мое крепко, дело мое лепко!
Как сказала, так и стало.»

Выпиваем эликсир и благодарим Живу: Тебя Жива благодарю, поклоны тебе шлю, требу сладкую несу.

На требы – яблочко (второе).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии