10 мая (травеня) славяне празднуют Вешнее Макошье.
Этот день имеет и второе название – День Земли. Семена, которые в этот день бросили в отдохнувшую землю, принесут сильные всходы и к осени дадут обильный урожай.
Мать Сыра-Земля — Божественная Супруга Отца-Неба, дольняя твердь мира Яви. Земля — Живая и Родная. Она — даёт урожай, кормит и поит всех, живущих на Ней. Она почиталась нашими предками как величайшая святыня. За Неё наши предки проливали свою кровь, Её именем -клялись. Покровительствует Ей — Богиня Макошь.
10 мая отмечается Святодень: в это время проснувшаяся Мать Сыра-Земля приветствуется и чествуется, как дорогая именинница.
В самый разгар весны, когда еще зовет к себе пахота, когда набирают силу грозовые тучи, наступает день, когда следует почесть матушку-сырую землю. Ведь земля трудилась и трудится, отдает свою силу, свои соки семенам, брошенным в пахоту. Земля наделяет красотой девушек, указывает им чудесные тропинки на пути к счастью.
От земли всё богатство. Земля в этот день должна отдохнуть, принять как и всякий человек в день своих именин поздравления. Земля слышит каждое, произнесенное нами слово, помогает человеку одолеть трудности. На именины земли одна заповедь для всех — пахать нельзя, тем более вбивать колья.
Считается, что на Вешнее Макошье земля просыпается после зимнего сна. В этот день ни в коем случае нельзя пахать, боронить землю, копать, втыкать в неё различные предметы – колья, ножи и т.д. Земля в этот день именинница – она слушает поздравления и добрые слова. Языческие волхвы в этот день ложатся на землю и, прислонившись к ней ухом, внимательно слушают. Земля – это живое существо, которое может помогать или наказывать, поэтому к ней у славян-язычников особое почтение, не просто как к живой сущности, а как к богине, которая всегда рядом.
Особый почет на Вешнее Макошье оказывается самой Макоши и Верховному Заступнику Земли – Мудрому Богу Велесу.
Чтобы провести необходимый ритуал, землю вспахивают заранее, а уже в сам праздник в борозды кладут зерно и льют пиво, как дары и преподношения Матушке-Земле.
Став лицом на восток говорят:
«Мать Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела».
Затем, повернувшись лицом к западу, продолжают приговор:
«Мать Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, во смолу горючую».
Затем, поворачиваясь лицом к полудню, говорят:
«Мать Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью».
Обернувшись лицом к полночи, приговаривают:
«Мать Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями».
После окончания каждого обращения, в борозду льется пиво, а затем разбивается кувшин, в который оно было налито.
На открытых участках оставляют в качестве подарка вареные яйца.
Оканчивается зачин славлением Матери Сырой Земли, Макоши и Велеса:
«Гой, Земля еси родная земля матёрая
Матерь нам еси родная всех нас породила
Вспоила, вскормила и угодьем наделила
Ради нас, своих детей Зелий еси народила
И злак всякий напоила Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев ради полый на живот»
После окончания зачина, освященная земля собирается в мешочки и хранится в качестве сильнейшего оберега.
В прежние, стародавние времена существовал еще и другой обряд с зерном и бороздой, который помогал бездетным матерям получить долгожданного ребенка.
Однако, теперь, в связи с падением нравов и изменением психологии мышления этот обряд почти забыт людьми.
Но старые люди, и особенно, убеленные сединой, волхвы, еще помнят этот старинный обряд.
Произнеся заклятия, волхв раскапывает землю пальцами и нашептывает:
«Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имярек) покажи».
Волхв гадает о будущем, по встречающимся в земле приметам.
В этот день воины, отложив в сторону оружие и положив кусок дерна на голову, присягают жизнью и дают клятву Матери Сырой Земле защищать ее от черного ворога.
Празднование заканчивается богатым пиром, игрищами и народными гуляньями.
Особо чтятся в этот день Велес и Макошь — Земные заступники.
В ночь на Земинник женщины плетут венки и просят у Макоши-Ярины удачи в семейной жизни. Мужчины же всю ночь жгут костры и слушают вещания волхвов, ибо сегодня наступает равновесие между Явью и Навью, Жизнью и Смертью, Правдой и Кривдой, а посему все предсказания как никогда верны и точны.
Днём волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю, дабы услышать шепот корней, которые рассказывают, что ждёт посаженное в землю в этом сезоне.
В пору двоеверия на Руси на сию дату приходился Никола Вешний (Никола Тёплый),во многом «заменивший» Велеса. В народе говорили:
«Нет за мужика поборника — супротив Николы (Велеса)»,
«Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает»,
«В Николу как дождь — будет хлеб и рожь»,
«Егорий коров запасает, а Николай — коней»,
«Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою».
Следует отметить, что в разных областях сей праздник отмечался в разное время. Так, например, этот праздник отмечали в Духов день (понедельник после христианской Троицы). В некоторых других местах Именины Земли праздновали на Симеона Зилота (10 мая).
В этот день каждый человек должен поклониться ей, сходя с крыльца, просить у земли прощения «Прости меня, земля-матушка».
В этот день мать сыра-земля, по древним поверьям, дает исцеление незрячим. Приложив с места силы горсть земли к глазам человек, испытавший все страдания темноты, порой обретает счастье — увидеть белый свет.
Сердечные боли также начинали лечить с горсти земли. Брали землю с того места, к которому был привязан человек, и прикладывали ее к сердцу.
Матери в этот день присыпают у косолапящих детей след, приговаривая, чтобы поступь была пряма, чтобы Мать Сыра-Земля дитя прямо поставила на ноги.
Кто не почитает земли-кормилицы тому она, по словам народа-пахаря, не даст хлеба, не то что до сыта, а и в проголодь. В целом ряде воззваний к чадам божиим указывается наказание за людское нечестие — бесплодие земли-кормилицы.
В старину говаривали — кто сыновним поклоном не поклонится Матери — сырой земле, выходя впервые по весне в зачерневшее проталинами поле, на гроб тому она наляжет не пухом лебяжьим, а тяжелым камнем. Кто не захватит в чужеземный путь горсть родной земли, тому никогда больше не увидеть РОДины.
Сегодня желательно пройтись босыми ногами по земле. Этим не хитрым способом вы почерпнете у нее силы, необходимые вашему организму.
Дружись с землей — от земли вышел, земля кормит, в землю пойдешь.
Огонь-царь, вода-царица, земля-матушка, небо-отец,
ветер-господин, дождь-кормилец, солнце-князь, луна-княгиня.
Наша Мать Земля, с её реками, долами,
да с лесами, горами, пещерами полыми.
Сколь озёр да морей, ручейков протекающих,
и тропинок, дорог, да по ней извивающих.
Кормит всех и поит, да любовью питает,
все есть дети её, ходит кто и летает.
Всё, что в недрах глубоких веками лежит,
всё на верх отдаёт, чтобы детям здесь жить.
В водах рыба плывёт, а в лесах есть зверьё,
это всё для людей, все богатства её.
Не стареет Земля, не теряет красы,
зеленеют леса — шелковятся власы.
Синева её глаз — глубина всех озёр,
горделивая стать — высота её гор.
Реки — вены Земли, а вода — её кровь,
дарит людям она через влагу любовь.
Поит силой своей с детских лет до седин,
человек и Земля — Род и Корень един.