14 октября — Покров, с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата.
В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи. В этот день Домовой спать укладывается, и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на четыре части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен. В этот день девушки просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу). И именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки.
Скот с этого дня не выгоняли. Когда ставили на зимнее содержание скот, «закармливали» его, чтобы зимой он не голодал. Для этого использовали последний сноп, оставленный от дожинок. Каждому животному давали по горсти зерна с приговором: «Покров-батюшка! Ставлю я милова скота-животинку на всю студеную зимку. Ты ее пои-корми, обогревай и спать местечко давай!»
Бог Сивояр вступает в свою полную силу, а Мать-Земля укрывается, чтобы проснуться на Стречу. Отныне тревожить её нельзя — все полевые работы закончились. Женщины выносят хлеб на свое поле, а после этого обращаются к ней с такими словами:
Покрой вялым листочком, красным платочком,
Покрой вялым цветочком, белым платочком.
Покрой, покрой нивушку, чтоб не болела меня спинушка,
Ни спина, ни голова, чтоб по весне здоровая была.»
После этого женщина окропляет свяченой водой (вода из трех источников, освященная Волхвами на Водосвятие) края своей нивы, огорода, клумбы, приговаривая:
У девушек начинается сезон вечерниц. Девушки, которые хотят выйти замуж, в священных рощах кладут под самый старый дуб пожертвование, обращаясь к Макоше:
После этого трижды обходит вокруг дуба по солнцу, приговаривая:
Богам Светлым честь да слава, а мне молодой — венец да добрая пара.»
Девушки просили у Бога-громовержца послать им в мужья лучшего воина. После Покровы начинался сезон свадеб.
Девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду — костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили по родным в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами.
На Покров девушки просили Богородицу о замужестве и приговаривали:
Иногда обращались и к Параскеве Пятнице:
Связь дней Параскевы Пятницы и Покрова как времени предугадывания и заклятия брака, подчёркивается тем, что в эти дни девушки также гадают о своей будущей жизни. У девушек существовало поверье: которая из них раньше поставит в этот день свечку, та раньше и замуж выйдет, поэтому они встают рано утром и бегут в церковь ставить свечку празднику.
* Если выпадал снег — на счастье молодой паре.
Праздник проводился именно в пятницу, в честь и во славу женскому роду, Праматерям и Прабабушкам рода земного. Этот день издавна является святым для славянских женщин. Чтят его по-особенному.
Покрова Матери Славы — это также праздник воинской чести и доблести, на котором защитники Матери-Земли показывают свою ловкость и силу. Земля-Матушка — Макоша (Мать Коша) — является в образе всеобъемлющей и непобедимой Матери Славы — Богини победы, добропорядочности и благородства. Она — хранительница Рода Славянского. Она летит впереди войска, ведя к Победе, а после битвы поет о чести, могуществе и подвигах витязей.
Покро́в день (Покро́в, Покрова́) — первый по-настоящему осенний праздник.
В Заонежье ( Республика Карелия ) с Покрова до Николы зимнего ( Отмечают 6 (19) декабря) отсчитывалось зазимье.
Другие названия
Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая (белорус.), Засидки, Обсичане, «День зустрічі зими» (укр.), День Романа Сладкопевца, Праздник урожая (старообр.), «Покровица» (серб.), Покровá Богородицы, Покровá, Покров-Батюшка.
Начинаются регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло — засидки привело».
Обычно девушки собирались по понедельникам, средам и пятницам в специально нанятой избе или у той девушки, чья изба была просторнее других. Посиделки продолжались с заката до полуночи, девушки пряли или вышивали будущее приданое. Иногда к ним присоединялись парни, они плели лапти или вили веревки. Во время работы пели протяжные песни и частушки.
Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делалось в предохранение от зимней простуды.
Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом. Когда праздновался Покров, то, в народных представлениях, Богородица печалилась не только о девушках, но скорбела за весь крестьянский род. Об этом повествует бытовавшее ещё в начале века в нижегородско-самарском Поволжье сказание о том, что каждый год назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — ходит по земле Мать Пресвятая Богородица с собором святых праведников. Ходят святые угодники по крестьянским нивам, заботливо проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома. Ведь по народному счёту времени Покров и Казанская — это и сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — это уже первозимье, начало санного пути.
В народном осмыслении церковный праздник Покров Покров Пресвятой Богородицы предстаёт далеко оторванным от христианской легенды. Народ создал свою легенду о «страдающей Богородице», которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй. Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
Поверья
По народным поверьям, с Покрова переставали бродить и колобродить по лесам лешие. При расставании со свой свободой, лешие ломают деревья, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова лешие целый день воют, стараясь перекричать ветер; «и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок». «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!»
Считалось что в этот день Домовой спать укладывается и с этим был связан ритуал «Запекания углов». Протапливали избу и Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.
* Какая погода на Покрова, такой будет и зима.
* Если в этот день снег не покрыл землю, то уже не покроет ни в листопаде (ноябре), ни в грудне (декабре).
* Если до этого дня не осыплется листва с вишни — на теплую зиму, а облетит — на суровую.
* Утром ветер с юга, а после обеда с севера — начало зимы будет теплым, но впоследствии похолодает.
* Если ветер с юга низовой — зима будет теплой, с севера верхний — холодной, с запада — снежной; когда же на протяжении дня ветер будет изменять направление, то и зима будет неустойчивой.
Обрядовые блюда
Обрядовое блюдо на этот праздник — тыквенная бабка.
Готовят ее так:
1 небольшая тыква, 1 стакан молока, 0.5 стакана пшена (или риса), 2 столовые ложки сливочного масла, 200 г свежего творога, изюм, измельченные ядра орехов, сахар и соль по вкусу.
Тыкву помыть, аккуратно срезать верх и выбрать середину. Отварить пшено в молоке, смешать с творогом, орехами, изюмом, добавить сахар и соль по вкусу. В подготовленную тыкву положить кусочки масла (половину порции), выложить начинку, сверху положить остальное масло. Накрыть тыкву «крышечкой» и поместить в печь или духовку (если в духовку, то на пергаментную бумагу). Печь при температуре 150 градусов полтора часа.
Покровская суббота
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» — шествие русских воинов из покорённой Казани в Небесный Иерусалим (Москву)
Подробнее по этой теме см.: Покровская суббота.
В Русской православной церкви установление Покровской родительской субботы связывается с указом патриарха Иова от 25 февраля 1592 года архиепископу Казанскому Ермогену. Указ предписывал ежегодное поминовение православных воинов, павших при взятии Казани на Покров Пресвятой Богородицы 1552 года.
В Русской православной церкви традиция поминовения усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространена в ограниченном ареале — Казанской, Вятской, Ижевской, Пермской, Екатеринбургской епархиях.
В русской народной традиции Покровскую субботу считали родительской (поминальной), хотя и не такой важной и обязательной как Дмитриевская. У белорусов в этот день местами отмечают «Покровские деды». Празднование обычно начиналось с пятницы, когда подавался постный ужин и начинались приготовления к субботней изобильной трапезе; реже эти обряды совершались в субботу вечером и в воскресенье утром.
Афанасий (Сахаров) пишет, что в древности в некоторых убогих домах поминки по «заложным» покойникам проводились не только в Семик, но и перед праздником Покрова.
ХЭ
Покро́в Пресвято́й Богоро́дицы (Покро́в день) — праздник, отмечаемый преимущественно в в Русской православной церкви; считается одним из великих.
В некоторых регионах священники, христианские, просят на кладбища не ходить и покойных после Покрова и до Радоницы не беспокоить. Земля спит и они спят.