15 — 22 февраля — Встреченье. Громница.
Весну — Ладу — встречали. Весну выкликали.
«А у нас сегодня Стречание, Стречание,
Зима с Весной встретилась, встретилась,
Весна Зиму пихнула, пихнула,
И ножечку завихнула, завихнула,
Зима пошла плачути, плачути,
Весна пошла скачути, скачути!»
На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон – для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белят плодовые деревья.
Крестьяне обычно в этот день делают расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносят поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день проводят гулянья.
В день Сретения совершают обряды встречи и приветствия Солнца, призывают тепло. А в полдень сжигают куклу, сделанную из соломы – так называемую, Ерзовку. Её украшают дарами и подношениями – цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращаются к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считается, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носят на шесте, влюбленные обращаются к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые – они символизировали Солнце. Этим призывают его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить последних от болезней. В Белоруссии мать пекла из теста дочкам серпы, а сыновьям – косы. В этот день жгут костры, народ веселится ритуальными плясками. Скучать в Сретение нельзя – бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.
С кануном праздника Сретения совершалось в деревнях заклинание мышей, которые к этому времени, истощив все свои скудные запасы, подбираются под скирды и начинают кормиться на крестьянский счет. Заклинание сопровождается особой обрядностью. Призывается сведущий старик-знахарь. Сначала угощают его честь-честью, а затем приступают к ограждению скирд и стогов от «мышеяди». Знахарь вынимает из средины заклинаемого по снопу (или по клоку, если дело идет о сене) со всех четырех сторон, «с четырех ветров», бережно складывает все это в кучу – с особыми нашёптываниями – и несёт в избу к пригласившему его домохозяину. Здесь принесённое помещается в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную перед тем печь и разжигается накаленною докрасна кочергою. Остающаяся после сожженных снопов или клочков сена зола тщательно выгребается и переносится на гумно, где и всыпается в те места, откуда были вынуты снопы. Домохозяин с женою сопровождают знахаря на гумно с хлебом-солью и новым холщевым полотенцем, которые и поступают по выполнении обряда в собственность совершающего его. А знахарь, всыпав золу в надлежащие места, причитает: «Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муровой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахнучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем же не порушится!» Вслед за произнесением приведенного заговора, имеющего, по словам суеверных стариков, устрашающую и даже губительную для мышей силу, знахаря снова угощают в хате чем Бог послал, и затем прощаются с ним, прося не обессудить «на угощеньи и на отдареньи».
В этот же день 15 февраля празднуют Громницу. Почитают Перуна Свароговича (Сварожича).
Название этого праздника, по мнению некоторых ученых, берет своё начало от главного языческого божества — Громовника (Перуна). Есть, правда, ещё одна версия возникновения названия — от такой природной стихии, как гром, который не бьёт и не зажигает, как молния, а только гремит, предсказывает, а значит охраняет.
Празднества в честь Перуна были пышными, требы — щедрыми. В языческой традиции был распространен обычай жертвоприношения.
Громница — свеча Перуна. Обносили этой свечой дома, амбары, хлева, потом весь год зажигали ее в грозу, когда кто-нибудь в доме умирал либо рождался.
Все ритуалы на Громницы были связаны с «грамнічнай» свечой. Воск для неё готовили заранее. Каждый хозяин выплавлял свечу самостоятельно в последнюю субботу перед праздником. Известно, что она была примерно 10 вершков (44 см.) в длину, а толщина — две четверти вершка. Такие размеры позволяли в случаи необходимости носить свечу на груди или засунуть в рукав, чтобы никто не мог о ней догадаться.
На протяжении всего времени до наступления следующих Громниц свечка представляла собой магический амулет, надежную охрану всей семьи и хозяйства. Доставаться на белый свет она могла по разным, но очень важным, причинам. Её брали с собой, когда шли свататься или когда бабка-повитуха принимала новорожденного, давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной, ставили её в уголок на Деды, и на Радуницу. Про громничную свечку не забывали и во время важных хозяйственных работ — когда выводили первый раз на поле животных, когда распахивали поле, когда собирали урожай и насыпали в мешки зёрна. Свечка доставалась и тогда, когда за окнами бушевали гроза, молния и гром. Доставалась для того, чтобы уберечь дом от стрел Перуна.
Сплав громничной свечи ценился куда больше, чем обычной. Воск её давался больным, как лекарство, носился как амулет. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней.
На Громницы часто устраивались театрализованные вечеринки и хороводы, куда стекалась вся деревня. Конечно, прежде всего, молодежь. Старые же люди, внимательно следили за погодой. Скрипучий мороз в этот день говорил о том, что снег скоро сойдёт, весна будет сухой, а год — голодным. Относительно теплое утро — тепло в конце зимы, капель в обед — тёплая весна, если вечером потеплело — жди жаркого лета. Вьюга, метель в этот день — поздняя весна.
Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдет от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, расходится по дому — будет ёще некоторое время жить.
Громничные свечи
Громничные свечи (Громовые свечи, «громницы») — свечи, посвящаемые в этот день Богу Громовержцу Перуну и Его Божественной Супруге — Громовице-Палянице (Царю Огню и Царице Маланьице/Молоньице — в эпоху двоеверия). На Украине Громничные свечи традиционно изготавливались женщинами, особенно — девушками. Часто они делались из трёх свечек, сплетённых в «косу» и расходящихся кверху маленьким Трезубцем — символом единства Тремирья (Яви, Нави и Прави). В Белоруссии Громничные свечи, будучи олицетворениями Живого Огня, Перуновой Силы, изготавливались преимущественно мужчинами. Такую свечу отливал из воска сам хозяин дома в последний шесток (субботу, день в седмице, посвящённый Предкам) перед праздником.
Считалось, что чем больше будет Громничная свеча, тем благополучнее пройдёт год. Освящённую на Капище свечу приносили домой, зажигали у порога, после чего каждому из домашних, начиная с самого хозяина дома, «падсмальвалi» волосы на голове в форме «крыжа» (Солнечного и Огненного Креста). Затем с зажжённой свечой обходили весь дом посолонь, заглядывая в каждый угол и поваживая там огнём, дабы «выжечь всё лихо из угла в угол» — очистить Перуновой Силой своё жилище от всякой нежити и скверны.
В качестве оберегов на дверях и воротах рисовали или выжигали свечой Солнечные Кресты и Коловраты.
Одну Громничную свечу обязательно несли в хлев и разламывали на столько частей, сколько голов домашнего скота там было. Верили, что такая свеча убережёт скотину от падежа и болезней. Для этого скотине чуть-чуть подпаливали ею шерсть, а остатки воска закатывали в шкуру. Громничные свечи, перевязав их полосками пакли, хранили в укромном месте или в Красном куту (домашней Божнице) в течение всего года — до следующей Громницы, используя такую свечу в качестве оберега.
В народе верили, что летом Громничная свеча будет хранить дом от удара молнии и пожара. Слыша приближающиеся раскаты грома, её зажигали и ставили на окно с той стороны, откуда надвигалась гроза. Громничные свечи на протяжении года зажигали в пору больших праздников, в дни рождения членов семьи, во время болезни, родов, чтобы облегчить последние минуты жизни умирающему человеку, во время похорон и т.д.
Также Громничные свечи широко использовались при волошбе: их зажигали и ставили в воротах, чтобы отвести от себя сглаз и порчу; Громничной свечой «замыкали» (т.е. обходили по кругу) корову, чтобы сберечь её от нечистой силы, и т.п.
У некоторых стариков сохранялся обычай обносить свечу и хлеб кругом стола, а потом около друг друга и затем обмениваться: хлеб из одной хаты передавался в другую, а из той взамен получался другой каравай. Свечу несли впереди маленькие мальчики, панагию — всегда старики, и при этом отмечалось, что скорее соглашались идти в складчину бедняки, охотливее жертвуя своими скудными остатками; богачи же предпочитали пристроиться к ним для дарового угощения. Некоторые из прежних помещиков польского происхождения чтили подобные народные праздники тем, что отпускали «холопам» свое вино даром. Во многих местах перед праздником варили меды, также на общие средства и своими трудами и хлопотами.
Бедняки, получившие свечи из рук священника, за неимением своей, смотрели, как она горит за обеднею, и гадали: у кого первого погаснет, тот раньше умрет. У кого по выходе из церкви по пути домой не потухал огонь, а падал на руку воск тремя каплями, тому, считалось, будет хорошо и счастливо. Пришедший домой спешил огнем громницы подпалить себе вдоль и поперек волосы. Потушенная свеча разламывалась на кусочки, которые раскладывались по клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы. Считалось, что нечистая сила не дерзнет к ней прикоснуться. Свечу брали на поля при начале сева и жатвы. Она охраняла межи, предотвращала заломы в хлебе, истребляла вредителей в нивах. Громницу давали в руки покойнику в минуты кончины и зажигали ее, чтобы пламя спасло этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам, среди геенны огненной.