Дожинки, Обжинки, Оспожинки, Спожинки.
15 августа (28 августа ст.ст.)
Обжи́нки (Дожи́нки, Успе́ние) — день народного календаря славян и обряд завершения жатвы, приуроченный к христианскому празднику Успение Пресвятой Богородицы, который отмечается 15 (28) августа. К середине августа заканчивалась жатва хлебов, отсюда и название праздника. Включал в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды», обливания жниц и праздничную трапезу.
Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна.
Другие названия : Дожинки, Спожинки, Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Вспожинки, Дежень, Овсяница, Оложиницы, Засидки, Складчины, «Талака» (белорус.), «Спажá» (белорус.), «Сплине» (белорус.), «Вспленье» (белорус.), Осенины, Земля-именинница, «Plon» (польск.), «Pepek» (польск.) — Пупок, «Święto Matki Boskiej Zielnej» (польск.), «Matka Boska Wniebowzięta» (польск.), «Maria Kořenná na nebe vzeti» (чеш.), Большая пречистая, «Перша Пречиста» (укр.), Успенщина, Успение (христ.). / Википедия /
Август – пора урожая, лето подходит к концу, и нужно собрать дары природы. По всем славянским землям к 9 августа заканчивается жатва. Спожинки — праздник окончания жатвы, обычно отмечается 15 августа, по старорусскому календарю он носит название «серпень». Православные христиане в этот день воспевали Успение Пресвятой Богородицы, или Успение Златогорки. Славянки же проводили древние обряды благодарения Даждьбога, Матери Сырой Земли, воздавали дары Матери всего урожая Макоши, а из последних колосьев, оставшхся на поле, заплетали Велесу, богу домашних животных, бороду в косу. Последний обряд имел особую значимость, и во время его жницы (девушки, которые собирали урожай) поют песню :
После этого женщины, повторяя особое заклинание, возвращали отданную земле силу
Во время пира проводится еще один обряд, посвященный богине Мокоши. Из подручных инструментов и материалов с использованием народной фантазии создается пожинальник, его одевают в праздничный женский наряд, и ставят на стол, якобы она наблюдает за детьми своими, хорошо ли они трудились и достойны ли они награды. Последний обряд проводят сами волхвы (ведуны, люди, с малолетства росшие вместе с учением и знающие все обряды. Как правило, они имели большую власть, чем бояре, к ним прислушивались князья, они лечили недуги наравне со знахарями). Волхвы славят Велеса особыми стихами-заклинаниями, освящают мёд, яблоки, зерно. После этого можно считать что лето ушло, и начинаются осенние хороводы и игрища.
Точная дата Спожинок в разных источниках может варьироваться от 7 до 15 августа, но народный календарь гласит: 7 августа – Праздник Урожая Хлеба 8 августа – Начало жатвы 10 августа – Спожинки. Окончание сенокоса 15 августа – Спожинки. Завершение уборки хлеба.
По старому общерусскому обычаю на поле после окончания жатвы оставляли несколь-ко несрезанных колосьев, которые перевязывали лентой — «завивали бороду» — и приговари-вали:
делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая. перевязанные колосья свивали в венок, пригибали его к земле и слегка присыпали землей; под стебли клали хлеб с солью и, низко кланяясь, скрепляли сделанное словами:
Последний сноп обычно жали молча. В Костромской губернии у девушек при оконча-нии жатвы принято было жать сноп-молча-нуш-ку, причем считалось, что если в это время сказать хоть слово, жених будет слепой или с другим изъяном.
Последний сжатый сноп в народе называли «именинником» и окружали особым поче-том: наряжали его в сарафан или обвивали ситцевыми платками, после чего с песнями несли на «пир честной», а затем ставили его на тябло (полку для икон), под образа.
Последний сноп овсяной жнивы на Покров скармливали скотине или раздавали по горсточке курам, овцам, свиньям, коровам и лошадям (Костромская губ.). Во многих местах последний сноп сохраня-ли и до Нового года.
Пиршество, непременно устраиваемое в честь окончания урожая, называлось в народе «складчиной» или «братчи-ной», так как устраивали его на собранные со всего села («со всего мира») деньги и готовили угощение из продуктов, собранных с каждого двора. Одним из главных блюд в этот день считалась пожинальница — яичница, которая обычно готовилась из большого количества яиц.
Тем, кто не успел к сроку окончить жатву, обычно старались помочь, устраивали «вы-жанки» — взаимопомощь при окончании жатвы. О том, что у такого-то тогда-то будет выжан-ка, односельчане оповещались заранее. Женщины обычно охотно собирались на выжанки, «имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ и обеспечить себе подобную же помощь»; работали с песнями и шутками, подбодряя друг друга. Наградой за участие в вы-жанках являлось обычно угощение.
У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени завершались последние сборы урожая, а последний сноп зерновых срезали в полном молчании, чтобы дух поля переселился в него, а его нельзя было беспокоить речью или песней. Оставляли в поле и часть несжатых колосков, чтобы их можно было связать лентой в небольшой пучок, растущий из земли. Он символизировал бороду Велеса – бога земледелия. Он обучал народ, как правильно пахать землю, когда ждать урожая, когда убирать его.
Перед тем, как заплести колосья в ленты, славяне ходили по полю с кувшином зерновых культур, держа его высоко над головой, и пели песню:
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Велес ущаше праотце наше
Земле раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища.
А цтеть го яко отце божска».
Заплетая ленты в колосья, славяне пели другую песню:
У Велеса на поле…
Завиваем бороду
У Велеса да на широком…
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной…
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!».
В середину так называемой бороды клали хлеб и соль, а вокруг нее тщательно вырывали сорную траву. Она так и оставалась на поле, а последний сноп забирали с собою. На него надевали женскую одежду и ставили на стол, за которым сидели гости. Вечером устраивался пир, выставлялись на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и каша. Говядину употреблять запрещалось. Еда, мед, яблоки и зерно должны быть освящены. Подавали пироги, начиненные зайчатиной и бараниной, рыбой с лапшой или кашей. Сноп-пожинальник оставался на столе, пока гулянье не подойдет к концу. На праздник устраивались игры, водились хороводы. Так гулял и веселился честной народ.
Ф. М. Истоминым в 1893-м году, в Костромской губернии записана довольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня:
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин.
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зеленова, братцы, вина!
Нам не дорого, хозяин,
Твое пиво и вино!
Дорога, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят,
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят»…
Рябиновые ночи
С этого дня бывают «рябиновые ночи». Интересную запись, сделанную в Полесье о рябиновых ночах, приводит Ч. Петкевич. «Рябиновая ночь бывае меж Пречистыми (15.08—8.09 по ст. стилю) и не дай Боже, штоб она у леси застигла хришчёного человека. Перуны бьють один за одним, страшенный ливень льёт и сховаться некуда, а блискавица блись, да блись, здаётся, что весь свет горит. У эту ночь рябки (рябчики) як поразлетаются по всему лесу, то уже так и живуть по одиночки. За этим-то эта ночь зовётся рябиновая».
Поговорки и приметы
«У по́ли дажы́ночкы, ў до́ми радзи́ночкы» (полес.).
Начало Молодого бабьего лета или лета молодух (настоящее бабье лето начинается с 29 августа (11 сентября) ). Молодое бабье лето ведряное — жди ненастья на старое. Молодое бабье лето начинается, солнце засыпается.
С Успенья солнце засыпает.
Успение провожай, осень встречай.
От Троицы до Успения хороводов не водят.
«Прийшла Перша Пречиста — стає дівка речиста» (укр.).
Как после первой, так и после второй Пречистой принято засылать сватов: «Старости на Пречисту — в хаті речисто» (укр.). Пришла Пречистая — сватов несёт нечистая (укр.).
До Успенья пахать — лишнюю копну нажать.
На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить.
В осень и у воробья пиво.
«Спажá — хлеба дзяжа» (белорус.).
«Пéрша жито засіває, а Друга тому помагає» (укр.).
«Пéрша Пречиста жито засіває, Друга — дощем поливáє, Третя — снíгом укриває» (укр.).
В Успеньев день, в тёплую погоду, считается большим грехом ходить босиком (север.).
Озимь сей за три дня до успения и три дня после успения (южн.).
Иные обряды
В этот день святили жито и всё что растёт на поле, а также цветы.
Большим событием в жизни крестьянской молодежи Тамбовской и Рязанской губерний было одевание на Успение первой понёвы девушкам 14—15-летнего возраста. Для этого ритуала было всего три праздника в году: Пасха, Семик-Троица и Успение. Одевание первой понёвы на Пасху и Троицу давало возможность понёвницам участвовать в весенних и летних девичьих хороводах, одевание понёвы на Успение — в молодёжных осенних посиделках.
В Полесье «на дожынки подают четверть водки и петуха; или петуха, яичницу, рыбу и поросёнка; петух должен быть подан обязательно». В священном городе балтийских славян Арконе на дожинки делался огромный пирог, и перед застольем жрец прятался за него и спрашивал у собравшихся — видят ли его и, услышав, что не видят, желал всем, чтобы на следующий год они также не смогли его видеть за урожаем хлеба.
В Обжинки же, как в весенние вечера, собирались парни и девушки под открытым небом. Тут забавы и игры, пение песен и пляска под музыку. На Обжинки нередко собирались пожилые, чтобы «полюбоваться юной резвостию»; молодые женщины приходили украдкой, чтобы повеселиться и погоревать о своей неволе.
В некоторых местах в эти «осенины» отправлялись поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу или иные поминальные дни.
Праздничные пироги
На Спожинки, – там, где к этому времени заканчивается жатва, – по деревням устраивают «мирскую складчину», варят «братское пиво» и пекут праздничные пироги из новой муки. На пирушки созываются все родные и добрые соседи – «пировать Успенщину». В урожайные годы в этот день колют купленого на мирские деньги барана. С этого дня вновь начинают водить хороводы.
Рецепт домашнего хлеба
ЗАКВАСКА: 1 стакан сухих шишек хмеля заливаем 2 стаканами воды и кипятим час-полтора (до уменьшения объёма жидкости вдвое). Затем процеживаем, остужаем и добавляем, перемешивая, 1 столовую ложку мёда (или сахара) и муки до густоты сметаны. Накрываем посуду с закваской, но не герметично. Ставим полученный сосуд в тёплое место на 8 – 10 часов. Лучше за закваской следить, а то она легко может “убежать”, если место, в котором она будет стоять, окажется достаточно тёплым. Когда закваска готова, она вся в мелких пузырьках и можно делать из неё опару.
ОПАРА: Полученную всю закваску перемешиваем, добавляем 1 стакан тёплой воды (лучше колодезной или родниковой), 1 столовую ложку мёда (сахара) и муки до густоты сметаны. Перемешиваем и снова ставим в тепло на 8 – 10 часов. После того, как опара достаточно интенсивно забродит, её можно поделить пополам. Одну половину – поставить в холодильник для следующего раза, а вторую использовать для замеса теста.
ТЕСТО: Половина опары, 1 литр тёплой воды, 1 столовая ложка мёда (сахара), 1,5 столовые ложки соли, 3 – 4 столовые ложки масла – всё перемешиваем и добавляем муку до теста густого, как для пельменей. Выстаиваем полученное тесто в тепле 8 – 10 часов. После того, как тесто поднялось, формируем из него булки, выкладываем их на смазанный маслом противень, даём ему подойти 1 – 2 часа, и выпекаем при 180 – 200 градусах 1 час.
Использовать лучше посуду, размер которой предусматривает возможность тесту увеличиваться в объёме раза в 3 – 4.
В тесто при замесе можно добавить подсолнечные, льняные, кунжутные или ещё какие-то семечки – хлеб получится ещё вкуснее!
Рецепт домашнего пива
Вот один из старинных рецептов домашнего пива. «Возьми самого хорошаго ячменю две с половиною четверти (ок. 20 пудов); вывей оной чисто, обрости исподволь в солод (то есть дай прорасти этому зерну), чтобы не перегорел (то есть не допусти самовозгорания прорастающего зерна) и высуша вывей и смели. Смолотой солод, положа в чан, налей теплою водою так, чтобы весло свободно могло ходить в чане. Держи оное полусуток. Потом, переложив в спустник, наливай кипятком. Между тем, взявши десять фунтов (ок. 4 кг.) хорошего хмелю, налей горячею водою и держи полусуток (отдельно). Сусло спустя (из спустника), вылей в котел и вари с хмелем до тех пор, покамест весь хмель потонет. Потом, выливши в чан, мешай как можно чаще; и, как простынет, то заделай «приголовок» следующим образом: отнявши (из чана) ушат сусла, простуди, чтобы оно было, как парное молоко; положи полкружки хороших дрожжей. И как скоро закиснет, то, положа сей приголовок в сусло, покрой крепко. Потом, когда станет подниматься хмель в верх, то каждые полчаса (надо) мешать веслом; и продолжать оное до суток (!). Потом весь хмель решетом сними, не выжимая из него (из пива) дрожжей; и как пиво простынет, и дрожжи падут на низ, то сливай в бочки как можно чище. Потом в каждую бочку положи по одному фунту сырого хмеля, по одной кружке отъемного вина и по три фунта белой патоки (то есть меда). Закупоря бочку, замажь глиною и поставь на лед».
Теперь пиво должно выстоять, ибо незрелое пиво приводило к болезням. Конечно, крестьяне варили пиво более простым способом, но основа рецепта была одна и та же.
След. день за Спожинками — Тре́тий Спа́с (Ореховый, Хлебный Спас) — день народного календаря, отмечаемый 16 (29) августа. В этот день выпекают хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом этого дня.