Перунов день – 20 июля – великий Святодень всех воинов-защитников Родной Земли, а тако же всех честных радарей-пахарей. По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары — «лихие призоры» (сглазы и порчи) и многие болезни.
В пору двоеверия на Руси 20 липеня/июля (по старому стилю) отмечали Ильин день (Илью-пророка).
В народе говорили:
«До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру»,
«На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень»,
«До Ильи поп дождя не умолит, после — и баба фартуком нагонит»,
«До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня — из закрома»,
«Илья словом дождь держит и низводит»,
«Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет»,
«С Ильина дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна»,
«После Ильина дня в поле сива коня не увидать — ночи тёмные»,
«Илья-пророк — косьбе срок», — то есть заканчивается сенокос и начинается жатва.
*1. «Илья-пророк в воду льдинку уволок», — по поверьям, у мчащегося по поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела.
*2 Перунов (Ильин) день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя:
«На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит».
В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи.
Так же на Ильин день перегоняли пчёл, подчищали ульи, подрезали первые соты, отсюда присловица:
«Богат, как Ильинский сот».
Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим — во время молений о прекращении затяжных дождей.
Если на Перунов день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.
Готовились к Перунову дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядовое пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали Краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую, подробнее о коих см. наши: «Свято Перунье» и «Перунов день»
Вскоре после Ильина дня отмечали:
24 липеня/июля — Борис и Глеб летние («На Бориса и Глеба — пали копны: гроза жжёт копны у тех, кто работает во сей день»);
27 липеня/июля — Пантелеймон Целитель, прозванный в народе Палием («Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб», «Палий — пали копны: Палий спалит двор у того, кто возит в этот день копны на гумно»);
30 липеня/июля — Силин день («Святой Сила прибавит мужику силы», «На Силу и бессильный богатырём живёт», «На Силу не взять ведьме над скотиной силу»
С первого обмолота ржи было принято выпекать хлеб нового урожая и угощаться им. Такой хлеб называли «зажиночным» и благословляли как «новину».
Так же говорили: «На Ильин день олень копыто обмочил — стала вода холодна».
См., например, изд.: Влх. Велеслав. Перун. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004.
На Силин день, по народным верованиям, «обмирают» ведьмы, опившись выдоенным у чужих коров молоком. Кто увидит, как ведьма «обмирает» — страху натерпится немало. Но не следует плошать, надо поскорее пук соломы зажечь да пятки ведьме прижечь. Тогда она на поскотину или на чужую ниву уже никогда не придёт.
Летнее Перунье
«РАСПРОЙДИСЯ ПЕРУНЕ ОГНЕМ ГРЕМУЧИМ МОЛОНЬЕЙ ЖГУЧЕЙ
СОЙДИ-СОЙДИ СО НЕБЕСЕ РАЗВЕРНИСЬ ПЕРУНЕ СИЛОЮ ПЛАМЕННОЙ ТВЕРДЬЮ КАМЕННОЙ
СТАНИ-СТАНЬ ВО ДЛАНЕХ РАЗМЕТИСЬ ПЕРУНЕ ГОРОЙ-КРУЧЕЙ ДУБОМ МОГУЧИМ
СВЕТИ-СВЯТИ ЗАРЕНЬЯМИ РАЗГУЛЯЙСЯ ПЕРУНЕ ПИВОМ ХМЕЛЯНЫМ ПЛЯСОМ ЗАВОДНЫМ
ИСТО ВОССЛАВИСЯ! ГОЙ!»
Летнее Перунье — отмечается 20 липеня-месяца (июля). Святодень сей — перво-наперво есть великий праздник всех воинов-ратаев Земли Русской, кои от веку защищали её верой и правдой, священную Кровь свою за неё проливали да то же нам деять заповедовали — Родным Богам во славу, а Родной Земле во благо, како во слове вещем речено:
ПЕРУНЕ ПРАВДОЮ СИЛЬНЫЙ ВО ГРОМЕХ НЕБЕСНЫХ
СНИДИ ДО НЫ СИЛОЙ СВОЕЙ
УКРЕПИ СЕРДЦА ДА ДЕСНИЦЫ НАШИ
ВЕЛИ НАМ ВО ПРАВИ ХОДИТИ
МЕЧОМ ПРАВЫМ ВРАГА РАЗИТИ
ИСКОНОМ РЯД УТВЕРДИТИ
НЕ ВО ГНЕВЕ СУДЫ СУДИТИ
А ВСЯКУ КРИВДУ ОТВЕРГНУТИ
ВЕЛИ СЛАВЫ ПРЕДКОВ ДОСТОЙНЫМИ БЫТИ!
ГОЙ!
Но день сей есть светел праздник не токмо одних лишь воинов по сословию, но и всех честных пахарей-оратаев, славящих Перуна-Батюшку да кладущих требы Ему — Богу Грозовому, како во слове вещем речено:
УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ ПЕРУН-БАТЮШКА
ВОЗГРЕМИ ТЫ ГРОМАМИ В НЕБЕ ЯСНОМ
ТЫ НАПОЙ МАТЬ СЫРУ ЗЕМЛЮ СТУДЕНОЙ РОСОЙ
ЧТОБЫ ПОНЕСЛА ОНА ЗЕРНО ВСКОЛЫХАЛА ЕГО
ВОЗВРАТИЛА НАМ БОЛЬШИМ КОЛОСОМ!
ГОЙ!
А тако ж — сие есть велик Святодень всех добрых людей из Рода Русского, из Племени Славянского, по Прави живущих — стезёю Воинов Духа в деле малом, како и в деле великом, следующих. Ибо, поистине, не тот есть истинный воин, кто меч в руке сжимает, но тот, кто Сердцем своим все трудности да невзгоды преодолевает! И было, и есть, и будет на сём Перуну-Батюшке — слава превеликая, како во слове вещем речено:
ВЛИКЕ ПЕРУНЕ
ТЫ ЕСИ КРИНИЦА
НЕИСТОЧИМАЯ СИЛЫ РОДОВОЙ ТЫ ОРУЩИЙ (ПАШУЩИЙ)
НЕБЕСНУ ТВЕРДЬ РАССЕИВЮЩИЙ МОЛОНЬЯМИ СЕМЕНА
А НЕЖИТЬ ХМАРНУЮ ВО ИНО ГОНЯЩИЙ
МОГУТНЫЙ БОЖЕ ЧЬЕ ИМЯ ЗВУЧИТ В ЗВОНЕ МЕЧЕЙ
В ЗОВЕ БОЕВЫХ РОГОВ В ГРОМАХ НЕБЕСНЫХ БИТВ
ТЫ ХРАНЯЩИЙ РЯД МЕЖ ЯВЬЮ ДА НАВЬЮ
НАПОЛНИ СИЛОЙ СВОЕЙ НЕОБОРИМОЙ СЕРДЦА ДА ДЕСНИЦЫ НАШИ
ДАБЫ РАЗИТЬ СУПОСТАТА ВЕДОМОГО ДА НЕВЕДОМОГО
НЕ В ОСЛЕПЛЕНИИ СТРАСТЬЮ НО ПО СПРАВЕДЛИВОМУ ЗАКОНУ РОДОВУ
ДАБЫ ЖИЛА ДА ПРОЦВЕТАЛА ЗЕМЛЯ РОДНАЯ НАША
СОЛНЕЧНОЕ СВЕТОРУСЬЕ ВО СЛАВУ ПРЕДКОВ НАШИХ
ВО СЛАВУ РОДНЫХ БОГОВ
ТРИСЛАВНАЯ СЛАВА ПЕРУНУ:
СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
ГОЙ!
Слава Роду!
Перунов день
СВА ПЕРУНЕ
БОГ ОГНЕКУДРЫЙ
ВО УЧЕНЬИ РАТНОМ ПРЕМУДРЫЙ
В ГРОМОКОЛЕ ИСТО ГРЕМЯЩИЙ
МОЛОНЬЯМИ НАВИЙ РАЗЯЩИЙ ОГНЕМ
СВЯТИ ПРАВЫЕ МЕЧИ С-ПРАВНО ГРЯДИ С РАТАЕМ В СЕЧЕ!
СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
ГОЙ!
Гремят 20 липеня-месяца (июля) Громы с Небес Сине-Златых, бьют-разят Стрелы-Молоньи нечисть лютую, во Яви Земной таящуюся, синие дожди Небо с Земью единят — Всебожью Родову во славу!
Мчатся по Небосклону Кони-Огни Перуновы, ронят искры ярые во сырые ложбины, кои звёздами ясными ложатся в пашню, и — ликует Земля-Матушка, Небом Грозным возлюбленная-приголубленная, и чают оратаи-пахари честные богатый Урожай…
О сию пору празднуется во всех Родах Русских да Славянских великий Святодень, Перуну-Батюшке Громовержцу — Ратаю-Воину Небесному, Явь от Нави Оберегающему, Правь Божеску Утверждающему, Ряд исто Блюдущему, Силу правым Дарующему, издревле посвящённый. А деяли тако честные Предки наши да нам тако же деять заповедовали!
А чествуют Перуна-Батюшку по Искону нашему во Святодень сей тако: Перво-наперво раскладывают на Капище, либо у Священного Дуба, либо на Горе, как волхвы укажут, Краду дров дубовых чистых. Да воскладают на неё Утицу резную с дарами, кои на тризну Предкам положены. Да ко Дубу Живому либо Капи Священной — ко Чуру Перунову несут мечи да всяко оружие, кое для рати честной за дело Правое потребно.
Когда сбирается народ на Капище, рекут кощуны волхвы о Деяниях Перуновых, например, тако:
КАК ВСХОДИЛО СОЛНЫШКО-ТО КРАСНОЕ
ДА НА ТО НА НЕБУШКО НА ЯСНОЕ
ЕХАЛ БОГ ПЕРУН НА КОНЕ-ОГНЕ
ПО КРУТЫМ ГОРАМ ПО СЫРЫМ БОРАМ
ПО ЧИСТЫМ ПОЛЯМ ПО СУХИМ СТЕПЯМ
КО ШИРОКОМУ КО МОРЮШКУ СИНЕМУ
ЕХАЛ БИТИСЯ-РАТОВАТИСЯ
СО ГОРЫНИЩЕМ ЛЮТЫМ ЗМЕИЩЕМ
ТОТ ГОРЫНИЩЕ ВСЮ-ТО СТЕПЬ ЗАБРАЛ
КРАСНЫХ ДЕВИЦ-ТО ВСЕХ В ПОЛОН УГНАЛ
КРАСНЫХ ДЕВИЦ ДА ЧЕСТНЫХ ПАХАРЕЙ
ЖЕН СЛАВЯНСКИХ ДА МАЛЫХ ДЕТУШЕК
ПОКЛЯЛСЯ ПЕРУН ВСЕХ ИХ ВЫЗВОЛИТЬ
ЧЕРНА ВОРОГА ПРОЧЬ С РУСИ ИЗГНАТЬ
КАК ПРОЗНАЛ ПРО ТО ЗМЕИЩЕ ГОРЫНИЩЕ
ПОСЫЛАЛ НАВСТРЕЧЬ ОН ПОЛЗУЧИХ ЗМЕЙ
ЗМЕЙ ПОЛЗУЧИХ — ТО КОИМ СЧЕТУ НЕТ
СВОИХ ОТПРЫСКОВ ТЬМУ ВЕЛИКУЮ
ОПОЛЗЛИ ЧЕРНЫ ЗМЕИ ВСЕ ПУТИ
НИ ПРОЙТИ ПЕРУНУ НИ ПРОЕХАТИ
ПОДЫМАЛ ПЕРУН ГРОМОВОЙ ТОПОР
ВЕЩЕ СЛОВО РЕК КРЕПОК ЗАГОВОР:
ГОЙ ВЫ ЗМЕИ ВСЕ ВЫ ЗМЕИ ПОЛЗУЧИЕ
МОЕ СЛОВО КРЕПЧЕ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО
РАСПОЛЗАЙТЕСЬ ВЫ ПО СЫРЫМ ДОЛАМ
ПО ТЕМЯНЫМ ДА ПО ГЛУХИМ ЛЕСАМ
ПЕЙТЕ-ЕШЬТЕ МНОЮ ВЫ ПОВЕЛЕННОЕ
ОТ МЕНЯ ПЕРУНА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ!
КАК УСЛЫШАЛИ ТО ЗМЕИ ПОЛЗУЧИЕ
РАСПОЛЗАЛИСЬ ПРОЧЬ ОТ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО
ПЬЮТ-ЕДЯТ С ТЕХ ПОР ОДНО ПОВЕЛЕННОЕ
ОТ ПЕРУНА-БОГА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ
КАК ПРОЗНАЛ ПРО ТО ЗМЕИЩЕ ГОРЫНИЩЕ
ПОСЫЛАЛ ОН ВСТЕЧЬ ПЕРУНУ СТАЮ ВОЛЧИЮ
ПОСЫЛАЛ ЛЮТЫХ ЗВЕРЕЙ ПОПЕРЕК ПУТИ
НИ ПРОЙТИ ПЕРУНУ НИ ПРОЕХАТИ
ПОДЫМАЛ ПЕРУН ГРОМОВОЙ ТОПОР
ВЕЩЕ СЛОВО РЕК КРЕПОК ЗАГОВОР:
ГОЙ ВЫ ВОЛКИ ЛЮТЫ ЗВЕРИ РЫСКУЧИЕ
МОЕ СЛОВО КРЕПЧЕ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО
РАЗБРЕДАЙТЕСЬ ВЫ ПО СЫРЫМ ДОЛАМ
ПО ТЕМЯНЫМ ДА ПО ГЛУХИМ ЛЕСАМ
ПЕЙТЕ-ЕШЬТЕ МНОЮ ВЫ ПОВЕЛЕННОЕ
ОТ МЕНЯ ПЕРУНА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ!
КАК УСЛЫШАЛИ ТО ЗВЕРИ РЫСКУЧИЕ
РАЗБРЕДАЛИСЬ ПРОЧЬ ОТ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО
ПЬЮТ-ЕДЯТ С ТЕХ ПОР ОДНО ПОВЕЛЕННОЕ
ОТ ПЕРУНА-БОГА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ
КАК ПРОЗНАЛ ПРО ТО ЗМЕИЩЕ ГОРЫНИЩЕ
НАПУСКАЛ ПЕРУНУ ВСТРЕЧЬ ЧЕРНО ВРАНИЕ
ЧЕРНО ВРАНИЕ ГРОЗИТ ОЧИ ВЫКЛЕВАТЬ
НАЛЕТАЕТ ТУЧЕЙ БЬЕТ-МАШЕТ КРЫЛЬЯМИ
СТЕНОЙ ЧЕРНОЙ СТАЛО ВРАНИЕ НА ПУТИ
НИ ПРОЙТИ ПЕРУНУ НИ ПРОЕХАТИ
ПОДЫМАЛ ПЕРУН ГРОМОВОЙ ТОПОР
ВЕЩЕ СЛОВО РЕК КРЕПОК ЗАГОВОР:
ГОЙ ВЫ ВОРОНЫ ВЫ ПТИЦЫ КЛЕВУЧИЕ
МОЕ СЛОВО ТВЕРЖЕ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО
РАЗЛЕТАЙТЕСЬ ВЫ ПО ГОРАМ ПО ДОЛАМ
ПО ТЕМНЫМ ЛЕСАМ ПО ГЛУХИМ МЕСТАМ
ПЕЙТЕ-ЕШЬТЕ МНОЮ ВЫ ПОВЕЛЕННОЕ
ОТ МЕНЯ ПЕРУНА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ!
КАК ВЗМЕТНУЛОСЬ ВРАНИЕ ЧЕРНОЙ ТУЧЕЮ
РАЗЛЕТЕЛОСЬ ПРОЧЬ ОТ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО
ПЬЮТ-ЕДЯТ С ТЕХ ПОР ОДНО ПОВЕЛЕННОЕ
ОТ ПЕРУНА-БОГА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ
ПОДЪЕЗЖАЛ ПЕРУН КО ЗМЕЕВУ ЛОГОВУ
ВЫЗЫВАЛ ПЕРУН ВРАГА ТУТ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ
КАК СХОДИЛИСЯ ОНИ В ЧИСТОМ ПОЛЮШКЕ
РАТОВАЛИСЯ ДА БИЛИСЯ ТРИ ДЕНЬКА
РАТОВАЛИСЯ ДА БИЛИСЯ ТРИ ДЕНЬКА
ДА ТРИ НОЧЕНЬКИ БЕЗ ВСЯКОГО РОЗДЫХУ
А ПОБИЛ ПЕРУН ЗМЕИЩА ГОРЫНИЩА
ПОБИЛ СБРОСИЛ ЕГО В МОРЕ СТУДЕНОЕ
БОЛЕ НЕТ ПУТИ ВРАГУ НА РУСЬ-МАТУШКУ
ОХРАНЯЕТ БОГ ПЕРУН ЗЕМЛЮ РУССКУЮ!
А ГДЕ ЗМЕИЩЕ БЕЖАЛО-СПАСАЛОСЯ
ТАМ ОСТАЛИСЯ ОВРАГИ ГЛУБОКИЕ
ГДЕ ПЕРУНОВ КОНЬ В ЗЕМЬ КОПЫТОМ БИЛ
РОДНИКИ СКВОЗЬ КАМЕНЬЕ ПРОБИВАЮТСЯ
ОТМЫКАЛ ПЕРУН ПЕЩЕРЫ ВСЕ ЗМЕЕВЫ
ВЫПУСКАЛ ОН ПОЛОНЯН ВСЕХ НА ВОЛЮШКУ
А С ТЕХ ПОР ПО ВСЕЙ РУСИ ДА ПО ШИРОКОЙ
ПЕРУНУ ПОЮТ ВЕЛИКУЮ СЛАВУШКУ!
СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!
Затем — возжигают Краду, рекут:
ЯР-ОГОНЬ БАТЮШКА
ВОЗДЕНЬ ПЛАМЕНЬ СВОЙ
ЗАЧЕРНИ ЗОЛОЙ КУДРИ ЗЛАТЫЕ
ЯР-БУЙ ВОЗНЕСИ КОЛО
ВЫСВЕТИ ЯР-ОГОНЬ
ЖГИ-ПАЛИ НЕБО ЗОЛОТИ
ЗЕМЛЮ ОСВЕТИ
ДАЖЬ БОЖЕ ДОЛИ ВО КРЫЛО СОКОЛЬЕ
В СИЛУ-СИЛУШКУ В РУДУ-ЖИВУШКУ
ГОЙ ЕСИ ОГНЬ НЕ ДЫМ
НЕ ОСТЫНЬ НЕ ПОКИНЬ СТЕЗЮ ПРАВИ
ВОВЕК СЛАВИМ ЯР-БУЙ
СВА! СЛАВА! ГОЙ!
После чего — кладут зачин обрядиву:
РАЗЫДИСЬ ТЕМНО
РАЗГОРИСЬ ДОБРО
ЗАСВЕРКАЙ СВЕТЛО ЯРИ ЯСНОЕ СОЛНЦЕ КРАСНОЕ
СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ
ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ!
ГОЙ!
И далее:
ТУЧИ ИДУЧИ[Е] ГРОМЫ ГРЕМУЧИ[Е]
ТРАВЫ СТОЯЧИ[Е] КАМНИ ГОРЮЧИ[Е]
ПОДИ ПО ДОЛУ ВОЗДЫМИ ПРЕСТОЛ
ХОДИ ВО ЗДРАВЕ ОБЛЕКИСЯ ПРАВИ!
ГОЙ!
И далее, восхищаясь Духом-Собью до Сварги Златой — Обители Боговой:
УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ СОКОЛ СВЕТ-РАРОГ
СОКОЛ СВЕТ-РАРОГ ГОЙ-ВОСТРИНУШКО
ВСХОДИ К НЕБУ ТЫ СПОРЫМ СПОРЫШКОМ
В БЕЛОМ СВЕТУШКЕ ВЗМАХНИ ПЕРЫШКОМ
СКОРО ВОСХОДИ В СВЕТЕЛ БОЖСКИЙ ГРАД К САМОМУ КО ТРИГЛАВУ КО БОГОВУ!
ГОЙ!
Далее обычно речётся Прославление Триглава (Сварога-Перуна-Велеса — Прави-Яви-Нави), без коего не обходится практически ни один обряд с-Правный:
ТРИГЛАВЕ ЕСИ МНОГОСЛАВЕ
ДИДЕ-ДУБЕ-СНОПЕ СВЯТЫ
ВМИТЕ СОРОДИЧЕЙ СЛАВЯЩИХ
КОИ ЕСТЕ ОТРОЦЫ ВАШИ СВАРОЖЕ
ВЕЛИКЕ БОЖЕ КИЙ МОЩИ В ДЕСНИЦУ ВЛОЖИ
ОТЧЕ ГРОМАМ ПЕРУНЕ СИЛЫ ПРАВИ ДАРУЕ
ВЕЛЕСЕ ДИВЕ НЕБЕСЕ БО ВЕЩИЙ ВЕЛЕСЕ
ЕСИ ПРЕБУДЬТЕ С НАМИ ВО БЛАГОСТЯХ БОЖСКИХ
ОТНЫНЕ ВОВЕК! ОТ КОЛА ДО КОЛА!
ГОЙ!
И далее жрец переходит непосредственно к славлению Перуна:
ЗАБУРЛИ МОРЯ СВЕТЛОПЕННЫЯ
ШЕЛЕСТИ ДУБА ВЕКОВЕЧНЫЯ
ЗАСВЕРКАЙ МЕЧИ РАЗУДАЛЫЯ
ВСПОЛЫМИ ОГНИ ИСКРОЗАРЫЯ
РАСПЛОДИСЯ ЗЕМЛИЦА БОЯРАЯ
СЕ ТВОРИТСЯ СЛАВА ПРЕОГРОМНАЯ
САМОМУ ПЕРУНУ ГРОМОВЕРЖЦУ!
ГОЙ!
И далее:
ДА СОТВОРИМО СЛАВУ РОДНЫМ БОГАМ!
ДА ВОЗНОСИМО ПЕРВУ ВЕЛИКУ СЛАВУШКУ
САМОМУ-ТО ГРОЗНУ ПЕРУНУ БАТЮШКЕ!
ГОЙ!
ПОСРЕДЬ ТРЕХ КЛЮЧЕЙ СРЕДЬ ШЕСТИ КАМНЕЙ
ПЕРЕИДЕМО РЕКУ ШИРЬ-ШИРОКУ СТАНЕМО
НА ГОРУ ВЫСЬ-ВЫСОКУ У ВЕЛИКА ДРЕВА СТОЯША
ЧТО ВЫШЕ ОБЛАКА ХОДЯЩА ПРИЗОВЕМО
ИМЯ БОГОВО КОИМ ПО ПРАВИ ПРОСЛАВИМО
ГРОМАМ ОТЦА ПЕРУНА ВЫШНИХ РАТАЯ!
ГОЙ!
ПОЛЕТИ СЛОВО ВЕЩЕЕ КРУГ ЗЕМЛИ ПОДЫМИСЯ
ДОРОГОЙ РА-ДУГОЙ КО САМИМ ПОЛЯМ КО ЛАЗОРЕВЫМ
ГДЕ СКАЧЕТ БОГ ПЕРУН НА КОНЕ-ОГНЕ ГОНИТ
СТАДА ТУЧ ПРИ ДРОБНОМ ДОЖДЕ ВЕРЖЕТ
ГРОМАМИ ДИВЕЙ КОЩЕЕВЫХ ВЫЗВОЛЯЕТ
ИЗ ПЛЕНА ТРИСВЕТЕЛ ЛИК САМОГО СВОВО БРАТА СОЛНЕЧНА!
ГОЙ!
БУДИ РЕЧЕНО СЛОВО ВЕЩЕЕ:
ПЕРУНЕ-ВЛАДЫКО ОГНЕМ ЯРЫМ В НЕБЕ
ДОЖДЕМ ДОБРЫМ НА ПОЛЯХ
КОЛОСОМ ГУСТЫМ НА НИВАХ
ВСЕМИ ДАРАМИ ТВОИМИ ПРОСЛАВЛЕН БОЖЕ НАШ
БУДИ СЛАВИМО ТЯ ВОВЕКИ!
ГОЙ!
ПОЛЕТИ СЛОВО ВЕЩЕЕ
ЗА КРАЙ СВЕТА ЗА ЛЕСА ТЕМНЫ ЗА ГОРЫ КАМЕННЫ
ЗА ПОЛЯ ШИРОКИ ЗА МОРЯ ГЛУБОКИ
ГДЕ ПЕРУН ВЕДЕТ РАТЬ БЕЗ УСТАЛИ
СБЕРЕГАЕТ ГДЕ ОН ВОСТОЧНЫЙ КРАЙ
ОТВОРЯЕТ ПУТЬ СОЛНЦУ ТРИСВЕТЛОМУ
ХРАНИТ-БОРОНИТ ВЕСЬ-ТО БЕЛЫЙ СВЕТ
ЯВЬ ОТ НАВИ ТЕМНОЙ ОТРИНУВШИ!
ГОЙ!
БУДИ РЕЧЕНО СЛОВО ВЕЩЕЕ:
ПЕРУНЕ-ВЛАДЫКО БЕРЕГУЩИЙ
МОЩЬЮ БРАННОЮ САМИХ НАС ДА УДЕЛ НАШ ПРАВЫЙ РЯД
ДА ЛАД БОГАМИ НАМ ДАННЫЕ
ВСЕМИ ДАРАМИ ТВОИМИ ПРОСЛАВЛЕН БОЖЕ
НАШ БУДИ СЛАВИМО ТЯ ВОВЕКИ!
ГОЙ!
ТЫ ЛЕТИ-ЛЕТИ СЛОВО ВЕЩЕЕ
НА РУБЕЖИ ЗЕМЛИ СВЕТОРУССКИЯ
ГДЕ ГРЕМЯТ-ЗВЕНЯТ ВОИ МЕЧАМИ
ГДЕ ТОЧАТ РУДУ-ЖИВУ СЕЧАМИ
ГДЕ СЛАВЯНЕ ВНУЦИ ДАЖЬБОЖИИ
ИДУТ РАТИЮ ЗА ДЕЛО ПРАВОЕ
ДЕ ГРОЗЕН ПЕРУН РАТАЙ БОЖЕСКИЙ ИХ ДЕСНИЦЫ
ДАРУЕТ КРЕПОСТЬЮ ПАВШИМ С ЧЕСТИЮ
УКАЗУЕТ ПУТЬ ВО ЧЕСТНУ-СВЕТЛУ СЛАВЬ НЕБЕСНУЮ!
ГОЙ!
БУДИ РЕЧЕНО СЛОВО ВЕЩЕЕ:
ПЕРУНЕ-ВЛАДЫКО ПРИЗЫВАЕМО ТЯ
БРЯЦАНИЕМ ОРУЖНЫМ ДА ГЛАСОМ ТРУБНЫМ
СИЛОЮ-ЯРИЮ ДА ВЫБОРОМ ПРАВЫМ
ВСЕМ ЧТО ТАК ЛЮБО ТЕБЕ ВСЕМИ ДАРАМИ ТВОИМИ
ПРОСЛАВЛЕН БОЖЕ НАШ БУДИ
СЛАВИМО ТЯ ВОВЕКИ!
СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
ГОЙ!
После сего потворники обходят коло собравшихся с требными хлебами, и каждый, возлагая на хлеб длани, речёт от Сердца благопожелание Роду, сородичам и себе самому. По завершении круга жрец освящает требу над Огнём, троекратно речёт:
СВЯТА ТРЕБА СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА
СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ ОТ СОЛИ ДО ХЛЕБА
СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ ДА ПРЕБУДИ ЛЕПА
СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ!
ГОЙ!
Затем — заносит требу на Капище и, предлагая её Родным Богам, возлагает на Алатырный камень пред Чуром Перуна. При сём — речёт:
ПРИМИТЕ ВСЕ-БОЖЕ А БОЛЕ ПЕРУНЕ
ТРЕБУ ВЕЛИКУ ОТ РОДА НАШЕГО
ТРЕБУ ЧЕСТНУ ОБИЛЬНУ ТРЕБУ СЛАВНУ ВСЕСИЛЬНУ!
ДА БУДЕ ЗЕМЛЕ НАШЕЙ БЛАГО!
ГОЙ!
На камне треба разделяется: часть её остаётся у Капи, а часть вкладывается в Огонь. При сём жрец речёт:
ВО СВАРГУ СОКОЛОМ ВСХОДИ
СЛАВА БОГАМ НАШИМ КО ДИДУ
А ДУБУ А СНОПУ КО РОДУ ОТ РОДОВ РУССКИХ
ИЗ ОГНЯ СВЯТАЯ ТРЕБА А ЯКО БЫСТЕ
ОТ ВЕКУ ТАК ЕСТЕ А ТАКО БУДЕ!
ДА БУДЕ ЗЕМЛЕ НАШЕЙ БЛАГО!
ГОЙ!
Пока треба восходит в Огне, воины бряцают оружием о щиты, а жрец речёт прославление Сварги:
ЕСИ ПАЧЕ УМА ПРЕСТОЛ ЛЬЮЩИЙ
НЕЗРИМЫЙ СВЕТ БОЖСКОЙ ВЕЛИКОЙ СЛАВЫ ЗРИМ МЫ ТАЙНУ ПРЕСЛАВНУ
ЯКО ОГОНЬ СИЯЮЩУ ПАЧЕ ЧУДЕС ЗЕМНЫХ ОЗАРЯЮЩУ ДА ПРОСВЕЩАЮЩУ
ИЖЕ ВО СВАРГЕ ЗЛАТОЙ ОТ ВЕКУ УТВЕРЖДЕНА!
ЕСИ СВА!
ЯКО ЗЕМЛЯ ПОУТРУ КРАСНО УБРАНА ЗОРЯМИ СВЕТЛЫМИ
ТАКО СЛАВОЙ УКРАШЕНА ПРАВЬЮ ВЫШНЕЙ ВОЗВЫШЕНА
СВАРГА ЗЛАТАЯ УДЕЛ БОГОВ РОДНЫХ НАШИХ ВО СВЕТЕ А КРЕПОСТИ ВЫШНЕЙ!
ТАКО БЫЛО ТАКО ЕСТЬ ТАКО БУДЕТ!
ИСТИННО ВОВЕКИ!
ГОЙ!
Через какое-то время жрец, возгорев Сердцем, глядит в Огонь и, в зависимости от открывшегося, речёт о требе:
ВЗОШЛА! СЛАВА РОДНЫМ БОГАМ! СЛАВА ПЕРУНУ!
Либо, если треба ещё восходит:
ГОДИТЬ (ЖДАТЬ) БУДЕМ!
Либо, если треба не взошла:
ПРАХОМ ПОШЛА!
В последнем случае, то есть когда треба отвергнута Богами, приносятся особые искупительные жертвы; остатки же нечистой требы — зарывают в Землю. Лишь после того, как треба взойдёт, потворники выносят братину с питным мёдом либо сурьей, которая освящается жрецами:
СУРЬЯ ЛЕИСЯ
БЛАГО ДЕИСЯ
ЧАРА ПОЛНИСЯ-ПРЕИСПОЛНИСЯ!
КОМУ ПИТИ ТОМУ ДОБРО!
ГОЙ!
Братину пускают по кругу, дабы каждый, приняв её с поклоном из рук сородича, вознёс её к Небу — во славу Родных Богов, плеснул немного на Землю — во славу честных Предков и причастился из неё сам, громкогласно произнеся должное славление от Сердца. Вслед за братиной всех собравшихся обносят требным хлебом (хлебами), оставив на Капище лишь малую часть требы.
Когда коло замкнётся, народ расступается, пропуская вперёд двух воинов, возжелавших, по согласию жрецов, почтить Перуна обрядным поединком. Обычно бой ведётся на мечах — по правилам, оговорённым заранее.
Победителя чествуют всем миром, почитая его как осенённого особой милостью Грозного Бога…
Обрядовый поединок знаменует собой начало воинских ратаний, игр и всевозможных молодецких забав, среди которых:
1) Бои «стенка на стенку» и «сам на сам»;
2) «Ломание» (воинский пляс, постепенно переходящий в бой);
3) «Перунов Пляс» (показ особливого воинского умения);
4) Метание ножей, топоров и сулиц (коротких копий) в цель;
5) Всевозможные упражнения на координацию движений и ловкость, например, бросание полена на дальность, бой на облегчённых кистенях либо палках, всевозможные «толкания» и проч.
Завершается празднество братчиной (общим пиром) во славу Родной Земли и Предков, защищавших её с оружием в руках и сумевших сберечь в лихие года.
На зачин братчины жрец, простирая длани над столом, речёт слова пищесвятия:
ТАМ КОСТЕР ЗДЕСЬ КОСТЕР
КАКО НА НЕБЕСИ ТАКО НА ЗЕМЛЕ
СТАЛО ПИЩА А ПИТИЕ НА БЛАГО РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКА
НАРОЖДЕНЫ МИЛОСТЬ ТО ЕСТЕ
А ЗА ТО БЛАГОДАРСТВИЕ БО ГДЕ ХЛЕБ ЕСТЕ
ТАМО БОГИ ЕСТЕ А СТА СИЯ СТРАВА ЧИСТА ОТ БОГОВ ДАЖДЕНА! ХЛЕБ ДА СОЛЬ!
[ОТВЕТ: ХЛЕБА ЕСТИ!]
ГОЙ!
Сам пир начинается с прославления честной чарочки:
УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ ЧЕСТНА НАША ЧАРОЧКА
ТЫ КРУГЛЫМ-КРУГЛА НЕТУ НА ТЕБЕ УГЛА
ТЫ ПОЛНЫМ-ПОЛНА НЕ ВИДАТЬ В ТЕБЕ ДНА
А НА ЧТО ТЕБЯ ЧАРОЧКА ПОСТАВИТИ?
А ЧЕМ ТЕБЯ ЧАРОЧКА ПРОСЛАВИТИ?
А КОМУ ТЕБЯ ЧАРОЧКА ДНЕСЬ НАПОЛНИТИ?
ДА К ЧЕСТНЫМ ЛЮДЯМ ДОРОГИМ ГОСТЯМ КОМУ ВЫНЕСТИ?
А ПОСТАВИТЬ ТЕБЯ ЧАРОЧКА НЕ НА ЗЛАТ ПРЕСТОЛ
А ПОСТАВИТЬ ТЕБЯ ЧАРОЧКА НА ДУБОВЫЙ СТОЛ
У ТОГО ЛИ У СТОЛА ДА ЧЕТЫРЕ ВСЕ УГЛА
КАК У СВЕТА ШИРИНЫ ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ
А ПРОСЛАВИТЬ ТЕБЯ ЧАРОЧКА НЕ ВОДОЙ НЕ РОСОЙ
А ПИВОМ ПЕННЫМ ДА МЕДОМ ХМЕЛЬНЫМ
ЗАРОДИЛО ЕГО САМО НЕБУШКО СИНЕЕ
ВОЗЪЯРИЛО ЕГО САМО СОЛНЫШКО КРАСНОЕ
А ВОЗРОСТИЛА ЕГО САМА МАТУШКА СЫРА ЗЕМЛЯ
А ВОСХМЕЛИЛ ЕГО САМ БАТЮШКА БУЕН ХМЕЛЬ
А НАПОЛНИТ ТЕБЯ ЧАРОЧКА СТАР-МАТЕР ЧЕЛОВЕК
СТАР-МАТЕР ЧЕЛОВЕК ТРЕМ СЫНАМ ОТЕЦ
А НАПОЛНИТ ОН ТЕБЯ НЕ В ДОМУ НЕ В ТЕРЕМУ
А НА КРАСНОМ ЛУГУ ДА НА КАМЕННОМ КРУГУ
А ВЫНЕСЕТ ТЕБЯ К ДОБРЫМ ЛЮДЯМ МОЛОДА ЖЕНА
МОЛОДА-ПРИГОЖА НА ПОЧЕСТЕН ПИР
НА ПОЧЕСТЕН ПИР МЕД-ПИВО ПИТИ
МЕД-ПИВО ПИТИ ГОСТЕЙ ВЕСЕЛИТИ
ПРЕДКОВ СЛАВНЫХ ЧТИТИ
ДА БОГОВ РОДНЫХ ПО ЗАКОНУ СВАРОЖЬЕМУ СЛАВИТИ!
СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
ГОЙ!
Первая часть от каждого яства и пития — завсегда Предкам… Помимо общего обрядного действа, о коем была речь выше, на Перунов день совершаются и другие обряды: принятие нового воина в дружину, воинское имянаречение, скрепление братских уз кровью, принесение частных треб, совместные Духовные радения, освящение оружия и проч., о чём ведают мудрые…
…Рекут иные, что Перунов день — праздник сугубо воинский, то есть отмечать его должны только те, кто относится к Ратайскому (Воинскому) сословию Руси.
Поистине, трудно согласиться с таким утверждением! Ибо Воинский Дух, согласно нашему Искону (Духовной Традиции, переданной нам от Предков), отличает не только воина в сословном смысле слова, но каждого полноценного Руса и Славянина мужского пола. Конечно, не каждый из наших сородичей имеет воинское призвание Свыше, но быть Сильным, Мудрым и Здравым, как это подобает внуку Даждьбожьему, уметь достойно переносить удары Судьбы и иметь достаточно воли для преодоления препятствий, встречающихся на Жизненном Пути, быть достойным отцом и заботливым мужем — разве не этому учит нас Стезя Перуна и Родолюбие?
Поистине, Сила Духа, Воля к Преодолению, Честь и Доблесть каждого Руса и Славянина — это Сила Перуна, явленная внутри нас! Все «обиженные и оскорблённые», убогие и слабоумные, слюнтяи и трусы, проходимцы и паразиты, все «рабы божии», униженно замаливающие свои «грехи» пред иконами, не достойны зваться Воинством Перуновым, не достойны Чертогов Слави Небесной после ухода из мира Яви Земной, не достойны идти Стезёй Родных Богов и Предков, увековечивая их славу для потомков! Этому нас учит Родолюбие. Это заповедовали нам Родные Боги — Предки Предков наших — Старшие в Роду нашем! Этому учили нас Отцы и Деды наши, Щуры и Пращуры, на коих быть стремимся похожими, жизнью своей указавшие нам Стезю Прави, коей следуем ныне — во славу Земли Родной, Солнечного Светорусья!
Тако было, тако есть, тако будет!
От Кола и до Кола! Во славу Всебога Рода Всесущего!
Во славу Рода Небесного, в коем по смерти воссоединение с Предками честными нашими чаем!
Во славу всех честных Родов Земных Русско-Славянских, верви коих ныне мы длим!