21 марта. Комоедица, Великдень, Весеннее равноденствие

21 марта. Комоедица, Великдень, Весеннее равноденствие

Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный День весеннего равноденствия (по современному календарю в разные годы 20 или 21 марта), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.

Веселое 2-недельное празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после.

Согласно Славянским верованиям, в это время «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас — своих потомков. Время возрождения — весеннего «воскрешения» (от крес — «огонь») Земли-Матушки и всей Природы.

Основные обрядовые блюда: блины, сыр, творог, масло.

Комоедица — один из четырёх важнейших Солнечных Праздников Года, приуроченный к Весеннему Равноденствию; весёлое народное гулянье, посвящённое встрече весны. Для встречи Весны строили особые воротца, расположенные так, чтобы Вестник Весны-Красны — Солнечный луч — мог проникнуть сквозь них точно в миг Равноденствия). В эту же пору телятся коровы, и во домах в изобилии появляются молоко, масло, сыр, за что благодарят Велеса — Бога Скотьего. Начинают таять снега на полях, что знаменует собой близкий конец зимы и наступление весны: приходит срок, когда чары Старухи-Мары должны рассеяться волшбою Юной Живы, ступающей на Землю в облике Девы-Весны… Согласно славянским сказам, Весна-Дева приезжает о сию пору к людям на золотом, как Солнце, либо зелёном, как трава, Коне…

Непременно пекут блины, которые внешне повторяют Солнце. Первый блин завсегда отдаётся Предкам — кладётся на чердаке на слуховое оконце. Так же испекают особой формы печенье — «жаворонки», их подбрасывают как можно выше, закликая Весну.
Мара-Морена — Владычица Зимняя, Младая во утро зимы (т.е. в начале зимы) да Старая ввечеру (т.е. в конце зимы). Провожают же Её на Комоедицу.

Языческий обряд — проводы Мары и встреча Живы

1. Вещие девы закликают Весну с пригорков и холмов, поют песни-веснянки, кличут — протяжно «гукают» Светлую Богиню.
2. Весна приходит с восточной либо южной стороны со Своей свитой и говорит, обращаясь ко всем собравшимся, что не сможет войти в их круг до тех пор, пока на другой стороне оврага стоит снежная крепость, в которой находится чучелко Морены-Зимы. При этом Очи чучелку «отверзают» лишь в самый последний момент перед началом действа, дабы Навьи Очи Той, Которая владычествует в Смерти, не вглядывались раньше положенного срока в Явь: особливые жрицы Морены, когда приходит срок, прорисовывают Марины Очи на лице чучелка (иногда их изображают полуприкрытыми) либо снимают с отверстых заранее Очей повязку.
3. Как правило, снежную крепость защищает девичья ватага — Моренины потворницы, а на штурм идёт ватага юношей — Ярилиных потворников. Иногда девицам в помощь приходят несколько юношей в Навьих личинах. Во время штурма крепости следует очень внимательно и бережно относиться к завоёвываемому чучелку, дабы невзначай не возвести хулу на Тёмную Владычицу, справедливо карающую всяк живот за провинности и неправды его.
4. Когда крепость взята, и чучелко Морены отвоёвано, его торжественно несут к тому месту, где уже разложена погребальная Крада, и передают в руки Навьего жреца либо его потворника, которые принимают чучелко непременно через рукавицы либо спустя рукава и устанавливают его возле Навьей Божницы, расположенной с северной либо западной стороны от Крады. Все собравшиеся, по желанию, подходят к чучелку по очереди и навязывают на него особливые наузы, «привязывая» к нему все горести прошедшего лета. Если народу на празднике много, то Навий жрец и его потворник обносят чучелком всё коло собравшихся.
5. Прощаются с Мореной до будущей зимы
6. Затем прощальные слова речёт сам Навий жрец.
7. Навий жрец и потворник переносят чучелко к Краде (отличной от общего обрядного костра, в который ранее влагались требы Светлым Богам) и ввергают его в Огонь. Затем, встав друг напротив друга по разные стороны Крады, поочерёдно, как бы перекликаясь, рекут на горящее чучелко слова, поваживая при этом над Огнём руками и водя тако Силу:
8. И в заключение жрец трижды речёт, а все собравшиеся повторяют за ним слова прощания с Марой и славления Живы.
9. После этого все участники действа, как правило, собираются на братчину

В былые времена праздником Комоедица люди после долгой надоевшей Зимы встречали Весну и славянский Новый год, а также взбадривались перед началом земледельческих работ, которые начинались сразу после праздника. В заключение празднования Комоедицы сжигали чучело Марены (Зимы).

Т.к. прежняя языческая Комоедица попадала на Великий пост, когда праздники и веселья Церковью строго запрещены, церковники «сдвинули» свой праздник Масленицы во времени от Дня весеннего равноденствия, отведя ему неделю перед Великим постом. Кроме временно́го «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной.
Перенесенная к началу года церковная Масленица (сырная седмица) имеет смысл подготовки к Великому посту, т.к. встречать Весну и взбадриваться перед полевыми работами слишком рано — еще долго на полях будут лежать снега, кружить студеные вьюги да метели.

Комоедица — Медвежий Праздник.

Комоедица (или Комоедицы) — один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также имел характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому, которые торжественно относили в лес. Отсюда пословица «Первый блин комам».

Современное название зверя ранее было иносказательным («настоящее» имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): «медведь» — ведающий мёд. Оно достаточно древнее: не «мёдведь», а «медведь». Постепенно это имя прижилось, став «настоящим». После чего начало вытесняться уже новыми иносказаниями: «мишка», «топтыгин», «косолапый» и т.п. Древнее имя «Ком», возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести. Может быть, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога — «логово бера»? Отсюда «берендеи»…

Согласно народным верованиям, в это время Даждьбог садится на Своего Златогривого Коня, стук копыт которого по Небесной Тверди пробуждает Лесного Хозяина от зимнего сна на Земле.

Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года. (Также существует версия происхождения слова «Комоедица» от древнерус. комонь — «конь».

Существует и обряд — ходить в лес «будить Медведя». В специально подготовленной «берлоге» заранее залегает кто-то из людей, преображённый в Медведя. «Будят» его весёлым шумом — криками, ударами в бубен, звуками позвонцов и трещоток. Чтобы задобрить «разгневанного» Лесного Хозяина, отдают ему «в жёны» красну девицу, которая ведёт его к накрытому столу, угощает — кормит да поит, всячески чествует. «Медведь» не гневается более, прощает тех, кто его разбудил, и благословляет всех собравшихся, после чего снимает окруту — скидывает личину Медведя и прославляет Вещего Бога.

Празднество завершается воздвижением Огненного Кола (Колеса) на высоком шесте, вокруг него водят хороводы посолонь (по движению Солнца), всем миром славя разгорающееся Весеннее Солнце.

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии