25 ноября. День Марены

25 ноября. День Марены

Ноябрь — месяц особенный: по календарным датам ещё осень, а по погоде — самая настоящая зима — и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима.

У славян таким переломным днём было 25 ноября, который почитался днём Марены (Мара, Морена, Марана, Морёна, Маржана, Маржёна).

Марена в представлении наших Предков — прекрасная дева, не менее красивая, чем Жива или Сама Лада. Отличают Её ЧЁРНЫЕ распущенные власы, ЧЁРНЫЕ брови, ЧЁРНЫЕ глаза и целиком белые одежды без обережной вышивки. Чёрный цвет — символ всего Неведомого и Таинственного, Цвет Нави.
Белый же цвет — цвет Перехода, цвет Изменения Состояния.
В мифологиях разных народов Мара имела двойников: Геката, Прозерпина, Морганна и другие.

Марена — это Богиня смерти, покровительница зимней стужи, мрака. Мыслилась Марена и Невестой, Суженой для всякого умершего в молодые годы, либо на поле брани. В таковых случаях люди обычно говорили – «обручился со Смертью», либо «разделил ложе брачное со Смертью». Согласно древним повериям, вход во владения Морены охраняет Трехглавый Змей. Это Калинов Мост, перекинутый через реку Смородину, отделяющую Навь от Яви.

«Уймись, не то к Маре посватаешься!» – говорили шибко расходившемуся молодцу.
К этому стоит добавить, что сечи кровавые Предки нередко сравнивали с застольем свадебным, где у Марены великое множество женихов.
А еще сравнивают битву с жатвой, со сбиранием урожая. Опять связь с Образом Мары-Смерти, ибо снопы ни чем иным, кроме как серпом жнут; и один из наиглавнейших атрибутов Марены – Серп, коим она Нити Жизни подрезает. Такоже и Полудница, одна из ипостасей Мары, по поверьям, появляется на полях страдных во время сбора урожая. Описание сечи и её сравнение с жатвой есть в «Слово о Полку Игореве»: «…снопы стелють головами, молотят чепи харалужными, на тоцъ животь кладуть, въют душу от тъла…».

Различают три Зимних Лика Мары:
1) Мара Девица (Юница) — Мара Осенняя — Её встречают не ранее 22 ноября («Матрёна Зимняя» в эпоху двоеверия);
2) Мара Владычица — Мара Зимняя — Её чествуют 26 января;
3) Мара Старица — Мара Вешняя — Её провожают на Масленицу, сжигая чучело Старухи-Зимы на обрядовом костре.

Начинается весь цикл чествования Мары днём, название коего хорошо сохранилось в таком христианизированном варианте, как «Матрона Зимняя». Сей день является встречей Зимы. Празднество, к оному приуроченное, знаменует собой приход Мары в Явь в Образе Зимней Хозяйки, несущей вместе с Собой вьюги да метели, хлады да морозы. Отмечать сей праздник следует, смотря по Природе – обязательное условие для праздника, чествующего приход Марены (Зимы) – наличие выпавшего снега.
Мара в это время — прекрасная Снежная Дева – Юная Зима (подобно тому, как Весна в начале Леля – юная дева), только начинающей бережно укутывать Землю снежным одеялом.

Существует две версии праздника, в которых славят или не славят Марену.

Вариант без славлений. Самый почитаемый житель селения начинал праздник словами «А ни Мара ни Морока не смиемо славити».
В этот день считалось неправильным смеяться и радоваться, в первой половине дня нельзя было разжигать огонь. После этого все жители селения собирались вместе и шли к ближайшему болоту. Это шествие должно было продемонстрировать, что люди не бояться Мары. В болоте тушились горящие факелы, которые освещали путь. Лишь после возвращения можно было впервые за день вкусить пищу. В этот день на стол ставились оладьи, морковь, репа и кисель.

В другой версии чествовали Марену, чтобы надежно укрыла снежным покровом землю.
Ещё засветло люди собираются на Капище, возжигают Огонь, волхвы рекут слова вещие на зачин.
Пока Солнце не скрылось за виднокрай, приносится общая треба Всебожью Родову, волхвы рекут слова вещие на освящение требного каравая. Особенные славления рекутся Велесу, Коего просят отверзнуть Навий Путь приходящей во Свою пору Маре-Зиме, а тако же оберечь всяк живот в Яви от худа и лиха в течение всей Нощи Года (зимы). Завершается обрядиво истыми радениями, воспеваниями колослав Велесу и хороводами посолонь (по Солнцу) коло Огня. В сумерках люди собираются у Огня, встают к нему спинами (кроме особливых жрецов, сторожащих Огонь), пускают противосолонь (против Солнца) братину с настоем девяти волховских трав, величая кто словесами, а кто в безмолвии — Зимнюю Владычицу. Волхвы на зачин сего действа рекут слова вещие. Затем, по знаку жрецов, из Огня вынимаются тлеющие головни (обычно это заранее вложенные одним концом в Огонь палки в 2-3 локтя длиной), и волхвы ведут людей к полынье или к не замёрзшей болотной дрягве. Весь ход сопровождается воспеванием колослав и иных величаний, обращённых к Матушке Маре. Придя на место, люди кланяются Зимней Владычице до земли и тушат принесённые с собой головни в полынье, обращая Духовзор свой на Внутренний Огонь — Огонь Сердца. Здесь же Маре приносят частные требы, опуская в полынью заранее приготовленные наузы (обычно это навязанные на ореховый либо ивовый прут узелки с особливыми пожеланиями), и просят Навью Владычицу унести по воде всё то, чему пришёл срок уйти из Яви в Навь. После чего все в безмолвии возвращаются к Огню.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии