26 октября. Осеннее Макошье

26 октября. Осеннее Макошье

Осенние Деды (Навья седмица) – череда Святодней предшествующих Осеннему Макошью, поминовение предков, проведения Тризн и иных поминальных Обрядов. Проводы душ предков в Ирий – до будущей Весны, которые крепя собой Род Небесный становятся Духами — Охранителями Рода Земного. Осенние Деды (Дзяды) — этот праздник до сих пор сохранился в Беларуси. Календарная противоположность этого праздника — весенняя Радуница, когда для встречи с усопшими отправлялись к местам захоронения. Осенью же принимали души умерших у себя дома. В это время чисто убирали дома и готовили много еды. С наступлением сумерек усаживались за столы, чтобы поминать мертвых родственников. После трапезы посуду и еду оставляли на столе. Ритуалы Дедов служили проводами душ умерших в рай. В их честь подаётся поминальная еда, которая должна быть горячей, чтобы духи могли вдыхать поднимающийся от пищи пар. Кроме того, на столе кладут больше ложек и ставят больше стаканов — для Предков (этот обычай сохранился и до сегодняшних дней). Каждого умершего предка называют по имени.

Осеннее Макошье – Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши – Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. Это день «замыкания земли и воды» на зиму (земля и вода покрывались снегом и льдом). Макошь (Мокошь, Макош, Мокош), или Макуша (Мокуша) — древневосточнославянская богиня семьи, «прядница судьбы» и благополучия, покровительница женщин. Возможно, в какой-то период Макошь являлась одним из воплощений Велеса, т.к. нередко в древних источниках встречается написание ее имени в мужском роде (Макош, Мокош). Днем Макоши традиционно считался пятый день недели. Культ пятницы — старинный языческий культ, существовавший не только у славян, но и у других индоевропейских народов. У славянской Макоши много черт, схожих с германской Фреей и римской Венерой. С установлением Христианства на Руси образ Макоши растворился в чертах Параскевы Пятницы.

На Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) —ближайшая пятница к 1 ноября — приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето: «Простите, в чём досадили Вам!..» На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особливые наузы с прошениями и наговорами. Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной» (то есть набранной в молчании — без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что деете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой. Также предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу.

В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а так же купаться и купать детей, дабы не осквернить две древних великих святыни — Землю и Воду, дабы дать им в покое и радости отойти к заслуженному отдыху. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.

Еще одна особенность праздника: водят двухкольцевой хоровод. Одно кольцо (внешнее) закручивается посолонь — на жизнь, а другое закручивается противосолонь — на смерть. Означает приближающуюся зиму. С этого дня начинаются большие зимние работы: прядение, ткачество, шитье, вышивание.

Макоши как покровительнице плодородия и женских умений приносили кашу из пшена нового урожая, которую следовало заправить свежим льняным маслом;

На следующий день после празднования Макошья начинается женское время – время оберегов и рукоделия, время гаданий и женских чар. Сама Макошь, покровительница женского начала, защитница женщин и девушек, сегодня приходит в каждую Семью и благословляет женщин на счастливую женскую Долю, прислушивается к их просьбам и исполняет их желания… Издревле ее просят даровать легкие роды и здоровых детей и она никогда не отказывает искренним просьбам. А еще в этот день можно попросить Макошь изменить свою Долю – и если просьба будет сильна и Макошь ее услышит – исполнит обязательно…

31 октября/листопада — ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЩЬ.
В эту ночь Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. Считалось, что в Велесову ночь духи предков возвращаются к своим потомкам, чтобы преподнести им уроки и благословить весь род. Перед наступлением темноты разводили Огонь, прыжки через который, а также хождение босыми ногами по раскаленным углям было обрядом очищения и освобождения от злых сил. Согласно народным верованиям, в эту ночь души предков последний раз в году навещают своих потомков, живущих в Яви, после чего улетают в Светлый Ирий до будущей весны.

Следующий день (1 груденя/ноября) иногда называют Марьиным днем.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии