6 декабря — Встреча Велеса Зимнего

6 декабря - Встреча Велеса Зимнего

Велес — один из великих богов славян. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу — Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях.

Встреча Велеса — Мороза (ВЕЛЕСА ЗИМНЕГО) — святодень, когда встречают Велеса в Его Зимнем обличии — в образе Деда Мороза. Праздник Мороза, Зимы, снега и холода. Мороз тако же покровитель всех зимних занятий, которые проходят вне дома. Так как он Сын Велеса и Марены, то этот день часто отмечен оттепелями. Вечером сего дня устраивают пиры, на которых проходят замирения рассорившихся. Праздничная страва (еда): квас, пироги, каша с маслом.

В пору двоеверия на Руси 6 стуженя/декабря отмечали день Николы Зимнего, за которым следовали Никольские морозы.

В народе говорили: «Два Николы — один травный (9 травеня/мая), другой морозный; один с травой, другой с зимой», «Подошёл бы Николин день, а зима будет», «На день Николы зима ходит с гвоздём», «Хвализиму после Николина дня», «Сколько Никола Зимний даёт снегу, столько Никола Вешний даст травы». В старину на Руси с Николы Зимнего открывались сельские базары и ярмарки, устанавливались цены: «Никольский торг — всему указ», «Цены на хлеб строит Никольский торг». Обычай этот пришёл из глубокой древности, когда Велеса почитали по всей Руси тако же как Бога-Покровителя купцов и торговли.

Готовиться к Велесовому празднику начинают заранее — с вечера 5 декабря. Разливают по освящённым кувшинам молоко, расстилают по дому шкуры, на которые кладут коровьи рога, очищенные и высушенные. На Капище начинают оборудовать Жертвенник, заранее готовя шкуры и окуривая место дымом горящего бычьего волоса. Иногда на шестах, стоящих вдоль Священной Ограды Святилища, выставляются бычьи и коровьи черепа, олицетворяющие собой связь с Иным Миром, а также являющиеся мощными оберегами от всякой нечисти. Ночью Волхвы отправляются туда в одиночестве и творят там особые Священнодействия, дабы узнать Волю Вещего Бога. Девушки тем временем гадают, расчёсывая гребешками бычий волос. Перед тем как лечь почивать, наговор-оберег на сон грядущий читают:

«Храните, все Боги, а боле — Велесе,
Мой сон-почивание!
Лодьею быстрою, лёгкою мыслею,
В отдохновение от трудов Праведных,
Перенесите мя во Ино Заречное.
Мару да Морока, страхи, притороки,
Чары кикиморы, навии, иновы
Узы да наузы смойте-отведите.
В ладе, в усладе со мною пребудьте,
Чтоб в здраве проснуться,
В Явь возвернуться! Гой!»

Сны, дарованные Велесом в эту ночь, считаются вещими и, по поверьям, всегда сбываются.

В день праздника в каждом доме готовится Обрядная еда — каша, обильно приправленная маслом и напитки медовые. Говядину и телятину строго запрещено употреблять в пищу в день Велеса — Коровьего Сына (по некоторым представлениям, рождённого на Заре Мира Небесной Коровой Земун). Приготовленная еда освещается на Жертвеннике, после чего подаётся к столу. Рядом с Капищем, в нарочно приготовленной для этого избе, устраивается совместная трапеза.

Этот день считается весьма благоприятным для лечения всевозможных болезней: как недугов людей, так и животных. Хорошо изготавливать обереги из коровьих рогов, воплощающих собой Жизненную Силу Природы, и из пучков бычьей шерсти, наделяющих их обладателей крепким здоровьем и богатством. Все обереги, сотворённые в Велесов день, обладают особой силой.

Немыслим праздник без Велесовой боротьбы, называемой иначе Медвежьей (ибо медведь является одним из Священных Животных5, посвящённых Велесу, а также, по поверьям, в образе Лесного Хозяина6 воплощён один из ликов самого Скотьего Бога). В отличие от яростных воинских поединков, творимых на Перунов день, поединок борцов Велесовой боротьбы не изобилует множеством приёмов, являя собой, по преимуществу, добродушное любование той силой, которая даруется человеку самой Землёй-Матушкой не для истребления себе подобных, а ради созидательного труда на честной ниве.

Обычно на круг перед Чуром Велеса выходят два дюжих мужика, раздетых по пояс, охватывают друг друга руками и, кряхтя и упираясь изо всех сил, стараются завалить противника в снег. Волхвы читают наговор на силу:

«Велесе-Боже! До ны сниди,
Волотову силу [имярек] дажди! Гой!»

Борца-победителя чествуют всем Миром, угощают пивом и нарекают «Велесовым избранником» — во славу Бога, неиссякаемой Силы Земли и только начинающей пробуждаться, ещё не зримой воочию весенней Солнечной яри.

Ночь, следующая за Велесовым днём, считается благоприятной для зачатия сильных и здоровых детей. Перед тем как лечь в супружескую постель из настланных шкур, женщины расчёсывают своим мужьям волосы заговорёнными гребешками, что должно уберечь их в течение года от различных недугов и наделить силой и мудростью самого Велеса.

Волхвы же одни уходят в ночь, глядящую на них ясными звёздами — очами Предков, во самую крепь лесную, где ставят шест с водружёнными на него бычьими рогами и радеют до самого до утра Вещего Бога воспевая, многократно повторяя:

«Веле-Веле-Велесе го-о-ой,
Веле-Веле-Велесе гой!
Веле-Веле-Велесе го-о-ой,
Веле-Веле-Велесе гой!
Велесе есе го-о-ой,
Велесе есе гой!
Велесе есе го-о-ой,
Велесе есе гой!..»

День Велеса Зимнего это праздник детей и родителей. Время, когда Велес щедро одаривает людей своей мудростью и магическими способностями, благословляет семьи, детей балует лакомствами, женщинам дарует способность защищать свои дома от темной силы, а мужчинам — мудрость и предвидение.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии