Карна была богиней горя, печали и скорби, а также богиня-плакальщица и богиня погребальных обрядов у древних славян.
Если воин погибал вдали от дома, то оплакивала его богиня Карна. Она же была небесной покровительницей человеческих перевоплощений и новых рождений. Именно от имени богини Карты произошли слова реинкарнация и инкарнация. Карна даровала каждому человеку право избежать ошибок в жизни и выполнить предназначение, начертанное на линии судьбы богом Родом.
Накануне праздника на столе ставилась заупокойная кутья, состоящая из пшеничной каши с медом и изюмом. На дворе зажигался костер. Считалось, что к нему слетаются души предков, чтобы согреться. Богине Карне очень нравились цветы, в том числе и гвоздики. Именно оттуда и пошла традиция оставлять гвоздики на могилах как символ печали и скорби.
Славяне считали, что если к этому дню снег с крыш не сошел, то он будет лежать до начала мая. Дождь в этот день предвещал грибное лето, а гроза – теплое лето и хороший урожай орехов.
В этот день пожилые женщины в печь клали соль и пережигали ее. Считалось, что такая соль излечивает от разных болезней. Эту соль добавляли в тесто и пекли небольшие булки – бяшки, которым кормили скот, чтобы вылечить его.
День Карны-Плакальщицы.
В своем плаче по Игорю княжна Ярославна взывает к Карне (Плач Ярославны, фрагмент, В.Перов, 1882)
7 апреля
Карна (Кара, Карина) — богиня печали, скорби и горя, у древних славян ей отведена роль богини-плакальщицы и, возможно, богини погребальных обрядов.
Считалось, что если воин погибает вдали от дома, то первой его оплакивает богиня Карна. Небесная Богиня-покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений. От имени Богини появились слова, сохранившиеся до наших дней: инкарнация, реинкарнация. Она дарует право каждому человеку избавиться от совершенных в своей жизни ошибок, неблаговидных поступков и выполнить свое предназначение, уготованное высшим богом Родом.
Сегодня — второе обращение к предкам, в день богини похорон, плача, горя и слез. В «Слове о Полку Игореве» говорится:
«О, далече зайде сокол, птиць бья, к морю! А Игорева храбраго полку не кресити! За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, смагу мычючи в пламяне розе. Жены руския въсплакашась, аркучи: «Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!»
(О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить! По нем кликнула Карна, и Желя проскакала по Русской земле, огонь сея из пламенного рога. Жены русские восплакались, говоря: «Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами приворожить, а золота и серебра и в руках не подержать!»).
На столе в ночь Карны оставляют кутью заупокойную (это каша пшеничная с изюмом или медом), а во дворах домов жгут костры, около которых греются души предков.
Также приносится треба Карне-Кручине — цветы, особенно, гвоздики. С языческих времен действует старая славянская традиция приносить на могилы гвоздики — символ скорби и печали.
7 апреля день богини Карны.
Карна (Кара, Карина) — богиня печали, скорби и горя, сестра Жели у древних славян ей отведена роль богини-плакальщицы и, возможно, богини погребальных обрядов, вероятные персонификации плача и горя. (Личное замечание – этимология имени Карина – подумайте, прежде чем так называть ребенка).
Считалось, что если воин погибает вдали от дома, то первой его оплакивает богиня Карна.
Небесная Богиня-покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений. От имени Богини появились слова, сохранившиеся до наших дней: инкарнация, реинкарнация. Она дарует право каждому человеку избавиться от совершенных в своей жизни ошибок, неблаговидных поступков и выполнить свое предназначение, уготованное высшим богом Родом.
Сегодня — второе обращение к предкам, в день богини похорон, плача, горя и слез. В «Слове о Полку Игореве» говорится: «О, далече зайде сокол, птиць бья, к морю! А Игорева храбраго полку не кресити! За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, смагу мычючи в пламяне розе. Жены руския въсплакашась, аркучи: «Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!» (О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить! По нем кликнула Карна, и Желя проскакала по Русской земле, огонь сея из пламенного рога. Жены русские восплакались, говоря: «Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами приворожить, а золота и серебра и в руках не подержать!)
На столе в ночь Карны оставляют кутью заупокойную — каша пшеничная с изюмом или медом — а во дворах домов жгут костры, около которых греются души предков.
Также приносится треба Карне-Кручине — цветы, особенно, гвоздики. С языческих времен действует старая славянская традиция приносить на могилы гвоздики — символ скорби и печали.
Традиционно это один из дней когда снимается «Венец безбрачия» (при принадлежности к христианской традиции).
На Благовещение делается аналог «четверговой соли». Во время восхода солнца (посмотреть по календарю точное местное время) положить соль в полотняном мешочке на 10 минут в печь (вполне подойдет электродуховка, но не микроволновая печь). Пока соль в печи три раза прочитать «Отче наш», через 10 минут выньте соль из печи и хранить ее в мешочке в потайном месте весь год, постепенно используя. Если часто болеют дети, самим всю зиму нездоровится, если в семье кто-то тяжело болеет с этой солью замешивают обычное дрожжевое тесто, на заре выпекают маленькие несладкие булочки. Их нужно есть утром, натощак, по одной в течении 7 дней. Тяжело больные должны есть их в течении 21 дня или до выздоровления. Булочки каждое утро должны быть свежими. Если в доме неприятности, ссорятся супруги, невестка со свекровью, непослушные дети – насыпьте эту соль с внутренней стороны дома у порога негусто, но дорожкой так, чтоб все кто входит, переступали. Насыпьте на пол по периметру кроватей супругов, детей, членов семьи, пусть все лежит так три дня и три ночи. Затем заметите всю соль веником и закопайте в снегу или в земле (но не выбрасывайте в мусор или в унитаз). Эту соль так же используют в качестве действенных оберегов. Для этого сшейте совсем маленькие полотняные мешочки, насыпьте туда эту соль, зашейте. Их носят при себе, прикрепив с внутренней стороны к одежде или белью, можно положить в карман или сумочку.
В «Сказаниях русского народа (русское чернокнижие)», собранных И.П.Сахаровым, на Благовещения избавляются от недугов, сделанных чарами на след. Для этого дока предлагает больному сжечь белье, уверяя, что только это средство избавит его от недуга.
К Благовещению приурочены очистительные обряды, цель которых — отогнать и отпугнуть вылезшую из земли нечисть — гадов, насекомых, нечистую силу, болезни. Для защиты скота от волков били в металлическую посуду, звонили в колокольчик, кричали, считая, что волк будет держаться от скота на таком расстоянии, на какое распространяется звук. Змей отгоняли также огнем, поджигая мусор, тряпки, старую обувь, солому, конский и коровий навоз и т. п. Для защиты от мух, блох и др. насекомых старались при еде не пролить ни капли и не уронить ни крошки. На Благовещение запрещалось подметать в доме и особенно выбрасывать мусор на огород или поле, т. к. считалось, что от этого разводятся сорняки.
Благовещенские костры считались защитой от болезней, сглаза и нечистой силы. Русские жгли соломенные постели, старые лапти, скакали через огонь и окуривали одежду от болезней и злых чар. На рассвете в день Благовещение умывались в источнике или реке, чтобы не было коросты.
На Благовещение, как и в другие большие праздники, особенно опасались нечистой силы, защищались сами, оберегали скот. Украинцы обводили топором или косой по земле вокруг хаты, чтобы ведьма не приступила; старались не давать ничего из. дома, чтобы босорка не отняла у коровы молоко.
К Благовещению, как переломному моменту года, приурочены многочисленные магические ритуалы, гадания, предсказания здоровья, счастья, удачи, богатства, урожая, погоды и т.п. Заботились о том, чтобы в этот день быть здоровым, сытым, хорошо одетым, иметь при себе деньги, потому что так будет весь год. У восточных славян в магических действиях широко использовалась благовещенская просфора: в одну запекали копейку, и кому такая просфора доставалась, тот считался счастливым, ему поручали начинать сев или другие работы. Кусочки просфоры клали в семена, зарывали по углам поля от града и засухи, клали в первый сноп, в сусек, чтобы мыши не ели зерна; просфору брали с собой при засеве, привязывали к сеялке, использовали для лечения лихорадки и т.п. Сходным образом поступали с благовещенским печеньем: серпы отдавали девушкам, чтобы они быстро жали, а бороны и плуги — парням; печеные бороны и плуги брали с собой на пахоту.
Повсеместно соблюдался строгий запрет на любую работу в день Благовещение (На Благовещенье и птица гнезда не вьет). Особенно строгим был запрет прикасаться к земле, беспокоить землю до Благовещения. Нарушение запрета грозило засухой и др. бедами. Во избежание засухи и градобития запрещалось топить печь и готовить еду на Благовещение, а также расчесывать волосы — иначе куры будут расчесывать грядки.
Что Вас б любили деньги нельзя их жертвовать на Благовещение (а вот на Рождество – обязательно это делать).
Вот еще такая интересная примета — если в Благовещенье с утра до полуночи жена назовет мужа сорок раз «милый» — весь год у мужа любимой будет.
Карна и Желя – сестры, дочери Мары и Кощея
Славянские мифы: Считалось, что одно лишь упоминание имен Карны и Жели облегчает душу и может спасти от многих бедствий в дальнейшем. Не случайно в славянском фольклоре так много плачей и причитаний.
КАРНА (КРУЧИНА, Карина): у древних славян — богиня печали, богиня-плакальщица
ИМЯ КАРНА: Др. — рус «карити » — оплакивать.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Если воин погиб вдали от дома, первой оплакивает его Карна. По преданиям, над мёртвым полем битвы по ночам слышен плач, всхлипыванье. Это богиня Карна в чёрных длинных одеждах выполняет трудную женскую повинность за всех жён и матерей.
ЖЕЛЯ — (западнославянское — Живана) — богиня смертной печали, богиня похоронного обряда, вестница мертвых, богиня скорби и жалости, похоронного плача, провожающая на погребальный костер.
ИМЯ ЖЕЛЯ: происходит от слова «жалеть», Отсюда же и «жальник» — могила.
ВНЕШНИЙ ВИД: Красивая неземной красотой и печальная. Бледное лицо оттеняют длинные чёрные волосы.
СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Небесная Богиня-Покровительница и Богиня-Охранительница проведения Обрядов Тризны (обрядов проводов умершего в Мир Предков). Богиня Желя встречает Души-навьи, которые поднимаются со Священным дымом Кроды (погребального костра) или погребальной Лодьи, и дает им необходимые наставления, чтобы они могли освоиться в Мире Нави и узнали, куда им следует идти дальше по Златому Пути Духовного Развития, как заповедал Вышний Бог Сварог.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Вместе со своей сестрой Карной летает над полем брани и оповещает кому погибшим быть. А после битва сидит, склонив голову и обняв руками колени, оплакивает мёртвых. По существовавшему обычаю погибших воинов сжигали — Желя разносила их пепел в роге
ХАРАКТЕР: Богиня Желя — очень добросердечная, добродушная младшая сестра Богини Карны
ТРЕБА: треба — поминальные милодары.