После того, как Этейла возродил систему Таро, возникают две системы – французская и английская (Леви и Мазерса). Эти школы можно назвать родоначальниками более поздних школ Таро. За несколько лет, на их базе появляются три хорошо описанные школы: Папюса, Кроули и Уайта, и в середине XX века Томберг возрождает Марсельское Таро (четвертая школа). Все современные исследователи опираются на материалы этих четырех школ.
Привожу краткое описание отличий между ними:
1. Внешний вид карт.
Старшие Арканы.
Для наглядности, сравним 1, 6 и 11 Старшие Арканы. Будьте внимательны!
Сравниваем Первый Аркан. Маг.
Папюс: Маг стоит перед каменным столом, на котором лежат три предмета: Кубок, Меч и Пентакль. Правая рука Мага поднята, в ней он держит Скипетр. Над головой – знак бесконечности.
Кроули: Маг движется, танцуя и жонглируя предметами. На его голове находится Кадуцей Гермеса.
Уайт: Маг стоит перед столом с четырьмя предметами (почти как у Папюса, только на столе еще и Скипетр). Правая рука со Скипетром поднята, над головой знак бесконечности.
Марсельское Таро: у Мага на столе множество предметов, на голове надета широкополая шляпа, поля которой похожи на знак бесконечности.
Сравниваем Шестой Аркан. Влюбленные.
Папюс: На перепутье двух дорог стоит Юноша. С обеих сторон от него находятся две женские фигуры, которые предлагают Юноше пойти по их пути. В небе видна фигура Гения, целящегося в одну из женщин.
Кроули: Перед высокой фигурой Божества стоят двое: Юноша и Девушка, взявшись за руки. В небе виден Эрот с повязкой на глазах.
Уайт: Адам и Ева в райском саду, и Архангел Рафаил, с воздетыми над ними руками.
Марсельское Таро: Юноша, стоящий между женщиной и девушкой и фигура младенца, целящегося из лука в плечо Юноши. .
Сравниваем Одиннадцатый Аркан.
Папюс: Карта называется «Сила». На поляне сидит Лев, за его спиной стоит Девушка, с обнаженной правой грудью, правой рукой придерживающая открытую пасть Льва. Над головой Девушки знак бесконечности.
Кроули: Название Аркана: Вожделение. На спине у многоглавого Зверя сидит обнаженная Девушка, изогнувшаяся в оргазме, в ее правой поднятой руке находится распущенный цветок.
Главное отличие в том, что Уайт поменял местами Аркан Правосудие и Силу. Таким образом Сила стала VIII вместо XI. Само же изображение Аркана практически не отличается от изображения д-ра Папюса, кроме того, что у него девушка изображена с открытой грудью, а у Уайта с закрытой.
Марсельское Таро: Женщина в широкополой шляпе, поля которой похожи на знак бесконечности, открывает или придерживает пасть небольшого животного.
Младшие Арканы.
Папюс: Карты Младших Арканов не «прорисованы», т.е. на них только цифры и символические знаки. Например, на карте Двойка Кубков будет нарисовано 2 Кубка. На карте Пятерка Мечей будет нарисовано 5 Мечей.
Кроули: Каждая карта Младших Арканов имеет свое название и символическое начертание. Например, на Двойке Кубков нарисован цветок лотоса, из которого вода выливается в 2 чаши. В верхних углах карты нанесены астрологические знаки: Венера и Рак. Карта называется Любовь.
Уайт: Так же как и в системе Кроули каждая карта Младших Арканов имеет свое символическое значение. На поверхности карты название не пишется, но отражается в описании. Например, Двойка Чаш (у Уайта Кубки называются Чашами) изображена следующим образом: Юноша и Девушка стоят друг напротив друга и держат в руках Чаши, над которыми нарисован Кадуцей Гермеса с Львиной головой наверху, украшенной символическими крыльями с двух сторон (у настоящего Герметического Кадуцея вместо Львиной головы рисуют шар). Карта в описании называется «Владыка Любви».
Марсельское Таро: Младшие Арканы не «прорисованы» и не имеют перевернутого значения. Например, на Двойке Кубков нарисованы 2 Кубка.
2. Буквы каббалы на Старших Арканах.
Каждой карте Старших Арканов было найдено каббалистическое соответствие. Исключением является школа Марсельского Таро. Буквы каббалы не всегда наносятся на поверхность карты, но в книгах по Таро о них обязательно пишут. Это дает возможность понять, в какой школе писалась книга, даже если автор не считает нужным указать исходную школу. Итак, продолжим сравнение.
Папюс: так же, как и Леви, исходили из того, что Маг – первая карта Старших Арканов, и именно этой карте, по их мнению, соответствовала первая буква древнееврейского (каббалистического) алфавита – Алеф. Соответственно второму Аркану, Папессе, соответствовала вторая буква – Бет, и так далее. При этом Шуту, 21 (0) Аркану, соответствовала 21 буква – Шин.
Кроули: так же как и Мазерс, начинал отсчет Старших Арканов Таро с нулевой карты Шута, и именно ей, в этой системе, соответствовала буква каббалы Алеф. Соответственно, Магу «доставалась» вторая буква – Бет, Папессе – Гимель и так далее. Таким образом, все каббалистические соответствия как бы сдвигались на один шаг.
Уайт: следовал в своих рассуждениях той же логике, что и Мазерс/Кроули, начиная отсчет Старших Арканов с Шута (Нулевого Аркана). Но из-за того, что он, следуя выведенным им Астрологическим соответствиям, поменял местами Силу и Правосудие (восьмой и одиннадцатый Арканы), а буквы каббалы, естественно, остались под своими номерами, теперь Силе соответствовала буква Тет (№8), а Правосудию – буква Ламед (№11).
Марсельское Таро: В этой системе не приводится соответствие между каббалой и Старшими Арканами. Сдвижение букв каббалы значительно повлияло на описываемые значения карт Старших Арканов, из-за этого разница между школами Таро становится еще более явной.
3. Философский подход к гаданию на картах Таро.
Папюс: придерживается Египетской версии происхождения карт. По его мнению, в Египет эзотерические знания попали из древней Атлантиды. В Папюсовской системе канал Таро воспринимается как способ подключения к Высшему разуму через Эгрегор Изиды, покровительницы Таро. С этим связано отсутствие условностей, которые необходимо соблюдать при гадании. Например, нет ограничений в количестве вопросов, которые можно задавать картам за один сеанс гадания, безразлично, какой рукой вытаскивается карта из колоды. По Папюсу, колода одухотворяется энергетическим потоком Изиды и является мудрым собеседником, способным помочь разобраться как в сложных, так и простых вопросах.
Кроули: считает, что Таро – ключ к подсознанию человека (т.е. к информации, хранящейся в нашей памяти, но не осознаваемой). По его мнению, мы все подсознательно подключены к информационному потоку земли, и с помощью карт Таро можно расшифровать эту информацию. Для облегчения работы с собственным подсознанием Кроули рекомендует вытаскивать карты левой рукой, находясь в особом состоянии сознания, близком к медитативному. Карты лучше выкладывать на зеленое сукно, так как зеленый цвет создает благоприятный энергетический фон вокруг вопрошающего. По Кроулевской системе не рекомендуется частое гадание на картах, и, соответственно, вопрошающий должен задавать только действительно значимые для себя вопросы.
Уайт: воспринимает Таро как стройную систему во многом похожую по своим принципам на астрологические прогнозы. Его описание системы базируется на астрологическом соответствии значений карт. К феномену Таро он подходит больше как ученый и психолог, так что в его системе специфической атрибутики, такой как вытаскивание карт определенной рукой, не наблюдается.
Марсельское Таро: имеет два направления: в первом Таро сравнивают с гадальными 36 картами, и приписывают им исключительно предсказательное свойство. Во втором направлении, родоначальником которого можно назвать Валентина Томберга, Таро воспринимается как ключ к Герметическим традициям. В его описании системы Таро карты надлежит используются для медитаций, а не для гаданий.
Основоположником французской школы является Элифас Леви. Согласно воззрению этого лагеря исследователей, аркан «Шут» следует размещать между арканами «Суд» и «Мир». В этом случае ряд старших арканов открывает карта «Маг» и ей соответствует буква иврита «алеф». Основоположник английской школы, Мазерс, помещает «Шута», нулевой аркан, перед «Магом», поскольку ноль — есть начало всех других чисел, как Ничто, есть прародитель всех вещей. В этой системе соответствия алеф, соотносится уже с «Шутом».