Христианский праздник Воскресения Христова называется Великдень . И это название сохранилось только в Украине и Беларуси (в отличие от российской Пасхи, что является видоизмененной названием еврейского праздника Песах), а вместе с ней сохранилась и древняя народная обрядовая составляющая. В действительности, Великдень — значит великий день, который наступает после весеннего равноденствия, когда день становится длиннее ночь. В древней традиции наших предков праздник Великдня приходился сразу на первое воскресенье после Нового солнечного года, то есть в первое воскресенье после 21 марта (день весеннего равноденствия). С приходом христианства праздник получил другую суть, а также другую дату, но оставив древнюю языческую обрядность. В четверг последней перед Пасхой недели, который называется «Чистым четвергом», необходимо тщательно вымыться. А еще лучше — вымыться до восхода Солнца «непочатой» родниковой водой, а в купель положить две писанки. Особенно это касается детей и больных, ведь вода на Чистый четверг смывает все болезни и защищает от неурядиц.
Полезным считалось купание в холодной воде реки, даже если еще лед (погружения в прорубь). Девки чесали косу под яблоней, чтобы хорошо росла и умывались из серебряной посуды для красоты. В этот день готовили «четверговую соль», перепекая ее в печи, которую использовали как оберег. Еще до XVI-XVII вв. н.э. молодежь в ночь Чистого четверга раскладывала огромные огни, которые были, как и вода, очистными — огонь и вода издревле были главными «чистителями и святителями». При встрече Великого дня этими огнями очищали «веси», поля, леса, воды и луга — куда только достигало зарево этих огней.
Ранее в деревнях в чистый четверг вечером, как наступят сумерки, зажигались костры — и в них горел мусор после уборки и весь прошлогодний мусор. Огнем очищали воздух до небес, чтобы землю освободить от всякой нечисти и чтобы урожай был хороший. Этот огонь никуда нельзя было брать — даже пепел — сам должен погаснуть.
Огонь, как и вода, издавна имели очищающее функцию. И если вода после заката делалась «нечистой», поскольку в ночной темноте у нее могут окунуться болезни и представители нечистой силы, огонь всегда был чистым. Он мог даже «нечистую воду» очистить. Поэтому во всех обрядах, связанных с очисткой, огонь играет главную роль. В чистый четверг, например, на Волыни еще до рассвета хозяин или старший сын — кто первый встанет — бежал к воротам с пучком соломы и раскладывал огонь возле дома, против ворот, поддерживая его до восхода солнца.
Изготовленная на Чистый четверг свеча защищает жилье от пожаров, тех, кто в нем живет от болезней. Именно эта свечка приносит живой огонь, который в этот день зажигают в церквях, как раньше зажигали на холмах за селом. Необходимо, ни в коем случае не погасив, донести этот огонек к своему дому. В Чистый Четверг на той же Волыни огнем накопчивают кресты на дверях, чтобы избавиться от болезни. А еще в народе существует поверье, что на Чистый четверг Бог отпускает на землю души праведников, чтобы они могли отпраздновать Мертвецкую (Навью) Пасху .
Купается вся семья, после чего остается купель, полотенца и блюда для Предков Рода на всю ночь. А еще хотели осветить покойникам дорогу домой и согреть их. Ставили свечи на окошко, приглашали предков Рода прийти на угощение. Огонь считался «небесным гостем», персонификацией небесного бога — Солнца, поэтому почитание в этот день были посвящены и Солнцу, и духам-душам предков. А они тогда считались попечителями рода, семьи и могли способствовать хорошему урожаю и приплода скота. В Навью Пасху, как считалось, души умерших приходят ужинать, поэтому, садясь в этот день ужинать, надо дунуть на скамью, чтобы «не присесть какой-то душечки». На Навью Пасху, чтобы душа, которая придет, узнала, куда ей идти, ворота повязывали родовым рушником. В древней народной вере наиболее торжественными семейными праздниками были: рождение, свадьба и похороны. Смерть тогда понимали как переход к миру Нави как праздник единения со своим Родом, но уже в новом качестве — в кругу Предков.