Дерево – живое и одушевленное

Дерево – живое и одушевленное

Во всех народных сказаниях дерево – живое и одушевленное. И научные исследования XIX-XX в. в. лишь подтверждают прозрения мудрецов века каменного. Основатель психофизики, выдающийся германский мыслитель Теодор Фехнер, свою книгу «Нанна», повествующую о душевной жизни растений, назвал в честь Богини Цветов. Знаменитый индийский ученый Дж. Бос, изучавший нервную возбудимость растений (его можно было назвать великим, если бы не жестокие опыты-пытки), открыл биоэлектрическую деятельность растений, запечатлел пульс растения, выявил его отзыв на боль, а также воздействие душевного напряжения человека на жизнь растения. Подключенные к растениям особые приборы записали и «плач» ломаемых ветвей, и их беззвучные мольбы о пощаде, и бессильный протест истязаниям. О том, что растения обладают личной жизнью и могут испытывать блаженство и страдания, догадывались уже могучие умы Демокрита, Анаксагора, Эмпедокла… Эразм Дарвин в своем «Ботаническом Саде» писал, что растения – одушевленные существа. Известный естествоиспытатель Лютер Бербанк в своих опытах по выведению кактуса без колючек пытался использовать доброжелательное внушение.

Американский ученый Клив Бакстер с помощью высокочувствительных приборов показал, что растения различным способом отзываются на намерение человека полить их или уничтожить. Бакстер выявил панический «вопль» фикуса не только при ожоге его листьев, но даже в ответ на одну только МЫСЛЬ о таком поступке. Едва лишь профессор подумал о столь жестоком опыте, у растения в тот же миг резко изменились биоэлектрические показатели; судорожно задергалось перо подключенного к фикусу самописца и вдруг выдало пик, подскочив вверх. Цветок «закричал», но не от боли, а от страха! Значит, он угадал намерения, знал, что ему будет больно, почувствовал смертельную угрозу. Когда исследователь повреждал один цветок, своеобразная нервная дрожь передавалась другим. Дальнейшие опыты показали, что растения обладают не только чувствами, но и памятью. Цветы волновались, как только в помещение входил человек, сломавший накануне стебель в соседнем горшке. Цветы узнавали мучителя и встречали его всплеском возбуждения. Бакстер провел даже опознание убийцы с помощью цветка-свидетеля: мимо цветка, ранее стоявшего в комнате, где было совершено убийство, пропускали по очереди людей, среди которых был и подозреваемый в убийстве. И растение тотчас же «указывало» на него изменением напряжения своих биотоков. В дальнейшем Бакстер и его последователи установили способность растений испытывать влечение, либо отвращение к определенным людям и животным. П. Томпкинс и К. Берд уделили подобным опытам значительную часть своей книги «Тайная жизнь растений». Американский исследователь Соэн выяснил, что между человеком и растением может возникнуть определенная привязанность, после чего растение безошибочно улавливает (изменением движения пера самописца) различные душевные состояния своего друга, даже если он находится в другом полушарии Земли. Владельцы домашних растений знают, как чутко их питомцы воспринимают не только болезнь любящего хозяина, но даже его настроение.

Марийцы испокон веков почитают деревья. Раненый, ослабевшей марийский воин всегда шел к дубу, чтобы вновь обрести силы. Женщина, чтобы были благополучными роды, шла к липе. Девушка, чтобы избавиться от всяческих напастей, – к березе. Биофизики подтвердили: действительно, дуб более сопереживает мужчине, липа – женщине, береза – девушке. Дерево общается с человеком на уровне так называемого подсознания. Душевные глубины – именно та область, посредством которой только и возможно сочувствие человека и иных духовных сущностей. Исследования показали, что растение вернее всего откликается на сильные душевные переживания, потрясения человека. Человек, находящийся в трансовом состоянии (в дреме), оказывается способным более прямо и непосредственно воздействовать на растение, а также воспринимать ответную волну возбуждения. У многих племен сам сбор целебных трав уже был торжественно-восторженным обрядом, настраивавшим его участников на высокий душевный подъем – восхищенность. И, одновременно, обряд призван был воздействовать на растение в смысле пробуждения; сила лекарственного растения просыпается от музыки и заклинательных песнопений, обращенных к нему во время «взятия». Такие побудительные, поощрительные действа способствуют отдаче растением своей сокровенной силы. Влияние музыки на жизнедеятельность растений подтверждается ныне многими учеными. Согласно древнейшим поверьям, свист считался голосом духов, и, следовательно, звуком, их вызывающим (знаменитый Соловей стал «разбойником» лишь в позднейшие исторические времена). Вообще некогда звуки духовых музыкальных инструментов отождествлялись с голосами духов. Таким образом, сами обряды, в том числе хороводные пляски вокруг растения в сопровождении бубна, дудок, свирелей (свистопляска в исконном значении этого слова), уже предрасполагали сородичей к крайней степени воодушевления, к исступлению – экстазу. Пребывать в экстазе дословно значит пребывать вне себя, т. е. вырваться душой за пределы плоти. Мы употребляем выражения «был вне себя», «вышел из себя», «пришел в себя», не задумываясь, какой глубокий и прямой смысл вкладывали в них древние.

Магические свойства деревьев

Дерево — высший символ бесконечности бытия, умирания и обновления жизни и природы. Деревья считались священными, обладавшими магической силой в большинстве культур и цивилизаций. Таким образом постепенно люди определили магические свойства деревьев.

Арии и славяне олицетворяли, одушевляли и даже обожествляли деревья, населяя леса сказочными и мифологическими обитателями, лесным народом — духами деревьев, феями, лешими и лесными девками. В зависимости от географических условий почитались волшебными и наделялись магическими свойствами разные деревья.

Почтительное отношение к «лесным великанам» — елям, соснам, дубам… сохранилось в германском и славянском фольклоре, в традициях и обычаях многих народов.

И в наши дни вера в магические свойства деревьев жива. Все от мала до велика испытывают благоговение и в некотором роде душевный трепет, когда засверкает, заискрится в ярком убранстве Рождественская или Новогодняя сосна — языческий символ плодородия, бессмертия и долголетия, дерево

Одина в скандинавских верованиях, синтоистский символ решимости и удачи… Арии традиционно использовали деревья в магических ритуалах и обрядах, почитали их священными и посвящали им руны.

Магические свойства деревьев у ариев

Береза. Магические свойства

Береза — священное дерево ариев, связанное с культом Тора — бога Природы, землепашества и плодородия; березе посвящены две руны — Вегсапа и Uruz. Талисманы и обереги из березы защищают владельца от всех несчастий — как физических, так и духовных.

В Древней Руси из березы делали колыбели, чтобы защитить младенцев от дурного глаза и порчи, а моления в березовых рощах совершались вплоть до XVIII века.

Боярышник. Магические свойства

Боярышник — символ весеннего цветения и девственности, дерево богини любви, с ним связаны две руны Старшего Футарка — Юurisaz и Odhal. Священное дерево считалось заколдованным — запах цветов, внесенных в дом в неурочное время, предвещал смерть. Посягнувшего на цветы и ветви священного дерева ждала суровая кара богов. Магические свойства дерева позволяли считать его защитным, украшали лентами и цветными лоскутами, принося жертвы суровым, но справедливым богам.

Бузина. Магические свойства

Бузина — магическое дерево германо-скандинавских народов, воплощенная магическая сила высоких энергий; дерево Фрейи, ему посвящены руны «мира людей» — Fehu и Erda. Бузина — дерево ведьм, однако обереги из самбука защищают его владельца от злого ведьминого колдовства в Вальпургиеву ночь. Только безумец рискнет изготовить поделки из бузины или сжечь ветку в печи, ибо это приносит неминуемые несчастья и беды.

Бук. Магические свойства

Бук — в эзотерической традиции ариев с ним связаны руны РегЮ и Naudh. Бук — дерево языческих капищ, символ знаний древности, путевой знак-веха обретения эзотерического знания будущего.

Вяз — дерево Великой Праматери — Богини Земли, ему посвящена руна Gebo. Используя вяз при творении заклятий, маги прошлого привносили в них крепость, твердость и потребную жесткость.

Магические свойства деревьев на древней Руси

Дуб. Магические свойства

Дуб — самое могущественное дерево всех индоевропейских народов. В языческой мифологии — дерево Перуна, бога грозы; на Руси вплоть до сегодняшнего дня считается опасным стоять под дубом в грозу, потому что он «притягивает» молнии. Литовцы почитали Громовержца в образе Перкунаса, греки — Зевса, римляне — Юпитера, а у германцев дуб считался деревом бога войны Тюра.

Дубу посвящены шесть рун Старшего Футарка: Юurisaz, Ehwaz, Raido, Teiwaz, Jera и Dagaz. Дуб — символ долголетия, надежности и прочности — такие магические свойства приписывают дереву. Кора и ветви дуба — непременный атрибут магической практики индоевропейцев.

Ель. Магические свойства

Вековую ель рубить нельзя — к неприятностям. — В народе считается, что старая, вековая ель — это жилище лешего. Если ее срубить, то леший начнет мстить всеми ему доступными способами, вплоть до поджога. И уж точно станет сбивать с дороги в лесу, где он хозяин.

Ива. Магические свойства

Ива — покорное, податливое, клонящееся к воде дерево — поэтический символ несчастной любви и скорби, цикличности природы, приливов и отливов духовной и физической силы. Иве посвящена руна изменчивой и грозной стихии Воды — Laguz. На Руси в особой гибкости ивовых побегов усматривали змеиный символизм и связывали иву со Змеем.

Калина. Магические свойства

Калина — эзотерические учения посвящают ей одну из самых таинственных и загадочных рун Футарка — РегЮ. В мифологической традиции славян калина связана с одним из «идолов капищ» — божеством растительности, «собако-птицей» Симарглом.

О нем мало что известно, однако крылатые псы в окружении растительных орнаментов — один из излюбленных мотивов древнеславянского прикладного искусства. На Руси считалось, что смазанные калиновым соком колотые и рубленые раны, полученные воинами в бою, заживают быстрее.

Липа. Магические свойства

Засохла липа в саду — к худу, говорили наши предки. Объяснение здесь такое же, как и в случае с рябиной и другими растениями, являющимися природной аптекой. Липа излечивает от простуды и других болезней, обеспечивает медосбор, в старину она же и обувала (лапти из липового лыка), и служила сырьем для деревянных поделок. Лишиться липы в своем саду — действительно, к худу.

Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит. — Имеется в виду, что этот человек умрет тогда, когда из посаженной им вербы можно будет вытесать лопату.

Поверье относится к числу щадящих: верба растет долго, и к тому времени действительно можно умереть от старости.

В отличие от молодой вербы, символизирующей здоровье и плодородие, старая верба повсеместно считалась «проклятой», потому что ни плодов, ни тени она не дает. Пословица «влюбился, как черт в старую вербу» подтверждает негативное отношение.

Такое дерево, особенно дуплистое, слыло прибежищем нечистой силы. Одно из пояснений может крыться в забытой уже легенде о гвоздях, которыми распяли Иисуса: они были не железными, а сделанными из вербы.

Ольха. Магические свойства

Ольха — ей посвящена руна человека Mannaz. Из не подверженной гниению смолистой древесины ольхи рубили сваи, на которых в свое время стояли пол-Европы и полРуси.

Возможно, поэтому считалась она деревом священным — связующим звеном между «подземным» и «надземным» мирами.

На Руси считалось великим грехом рубить дерево без нужды, а всякий раз, когда древесина ольхи использовалась в строительстве или кузнечном деле — уголь из нее традиционно считался лучшим и использовался при ковке мечей, — следовало приносить жертву духам леса.

Осина. Магические свойства

Осина — священное дерево, символ выносливости, сопротивляемости и терпения. В арийской эзотерике признавали ее сродство с ветром и считали Деревом мудрости.

Осине посвящены нортумбрийская руна Eoh и руна старшего Футарка — Вегсапа. Наши славянские предки полагали, что дрожание листьев осины даже в тихую погоду вызывают разгуливавшие под корнями осины злые бесы, поэтому добрые люди считали ее «деревом нечистым».

На Руси осину называли еще «деревом удавленников»: когда Добрыня убил Змея, то повесил его именно на ней! Согласно более позднему христианскому апокрифу, бытовавшему в народе, осиновый лист дрожит с тех пор, как на осине повесился Иуда.

Магические свойства дерева, по преданию, в том, что осина отводит смерть — индоевропейцы изготавливали из нее доспехи, щиты, древки копий, рукояти мечей и т.д. На Руси, в ночь на Ивана Купалу, крестьяне втыкали веточки осины по периметру полей, чтобы оборониться от нечистой силы.

В русской деревне осиновый кол традиционно считался эффективным оружием против упырей, а во время мора и падежа скота было принято «бить коровью смерть», размахивая над головой осиновым поленом.

От вампира можно избавиться, либо проткнув ему грудь осиновым колом, либо путем сожжения его на осиновом костре — верили наши предки. Корни поверья кроются в отношении к осине как к дереву, на котором повесился Иуда.

Считается, что коль это дерево справилось с предавшим Иисуса, то с упырем оно уж точно справится. Упыря, вселившегося в человека, винили в самоубийстве этого несчастного.

С течением времени варварский обычай расправы с «вампиром» видоизменился: стали класть в гроб погибшего неестественной смертью осиновый крестик или водружать крест из осины на могиле. Из этого же ряда — примета, что убитую змею надо повесить на осине, не то она оживет и укусит.

Не исключено, что основа соединения в сознании осины и змеи такова: кора осины использовалась как противоядие при укусе змей; заговорив кору, ее прикладывали к месту укуса. Костер из осиновых дров считается наиболее действенным средством борьбы с нечистой силой, отсюда и пословица: «чтоб он на осиновом дереве сгорел!»

При бессоннице ребенка надо положить ему в колыбель веточку осины. — В основе этих и многих других поверий лежит отношение к осине как к оберегу. В то же время ее запрещалось сажать возле дома, топить печь ее дровами без нужды (хотя замечено, что дым этих дров уничтожает сажу в печи) и применять в строительстве.

Падуб. Магические свойства

Падуб остролистый — символ смерти и возрождения в языческой мифологии и христианских апокрифах. Ему посвящена руна человека Mannaz. Белая прочная древесина падуба традиционно использовалась при изготовлении древков копий, из нее выстругивались оси для повозок.

В магической практике дерево символ падуб остролистый, а точнее его древесина и кора применялись при составлении заклинаний сна и покоя, для облегчения перехода в загробный мир — славянский вырий (ирий).

Наши пращуры не знали оппозиции «рай — ад», в вырии находилось место для всех, а чтобы «навь» или «погребаемые в лодке» смогли попасть туда, родственники должны были всего лишь надлежащим образом исполнить погребальный обряд и сжечь усопшего в ладье.

Рябина. Магические свойства

Рябина — священное дерево-хранитель индоевропейцев, ей посвящены руны Napuiz и Algiz. Рябиновые рощи охраняли подступы к языческим капищам и святилищам древних богов. В магической практике считалось, что форма гроздьев и расположение зернышек в ягодах рябины геометрически повторяют символ гармонии, здоровья и сверхъестественных сил — пентакль.

Из рябины вырезали рунические плашки, делали обереги и талисманы. Магические свойства дерева ценились на Руси — гроздья рябины развешивали у входа в загоны для скота и у дверной притолоки в избах как мощный охранный оберег против порчи и сглаза.

С рябиной связано несколько интересных народных примет. Например, рябину нельзя рубить, особенно возле дома. Срубил — значит скоро погибнешь или в доме мертвец будет. При зубной боли надо взять рябиновый прут, надколоть начетверо и на больной зуб положить. Но ягоды рябины после этого нельзя есть несколько лет.

С рябиной связано много примет и поверий — как из-за красного цвета ягод, похожих на кровь, так и из-за того, что ее плоды используются в домашней медицине. В частности, рябиновый квас-это и слабительное, и противовоспалительное средство, его дают при высокой температуре как жаропонижающее и т. д.

Обильный урожай ягод на рябине предвещает долгую холодную зиму. Некоторые исследователи полагают, что таким образом сама природа заботится о пропитании для птиц на зиму.

Срубить рябину-кормилицу, особенно возле собственного дома, — лишить себя на зиму природного лекарства и оставить без пропитания птиц. Запрет на ягоды после использования рябинового прута-«извинение» перед деревом за причиненный вред.

Сосна. Магические свойства

Сосна — дерево Одина и Перуна, дерево символ света, огня, плодородия и бессмертия у северных народов. Сосна — воплощенный свет, изгоняющий тьму, ей посвящена руна Kenaz. Сосна — центр многих обрядовых действ: от весенних празднеств плодородия до рождественских ритуалов.

Германцы считали, что запах внесенной в дом сосны избавляет от чувства вины. В Древней Руси сосны сажали на перекрестках дорог как «указующие путь деревья», стойкие к разложению и гниению — их высаживали вокруг погостов как деревья-охранители. На Руси бытовала поговорка: «В сосновом лесу — богу молиться, в березовом — веселиться, в еловом — удавиться».

Терновник. Магические свойства

Терновник — одно из главнейших магических деревьев многих эзотерических учений. Терновнику посвящены руны Юurisaz и Stan. В магической практике ариев и славян использовались жезлы из древесины «карающего бича» или «распри», как называли его в древние времена «черные» маги. Колдуны, ведуны и ведьмы использовали терновые шипы в ритуалах прокалывания восковых и бумажных фигурок.

Тис. Магические свойства

Тис — дерево бессмертия, самое долговечное на европейском континенте. Тис, посаженный на кладбище, символизировал дверь в иной мир и защищал покой умерших. Тису посвящены руны Eihwaz, Hagalaz, Algiz и рунический знак Wolfsangel — языческий оберег, называемый иногда «волчьим крюком», который защищал владельца от происков темных сил и давал власть над оборотнем — верфольфом или волкодлаком.

Друиды вырезали из тиса волшебные палочки-жезлы, воины минувшего изготавливали древки копий, тяжелые боевые луки и стрелы из не подверженной гниению древесины; в разнообразных колдовских ритуалах и волшебных действах чернокнижники и ведуны Севера воскуривали благовонные вещества из листьев, смолы или коры тиса для усиления своих магических сил.

Яблоня. Магические свойства

Яблоня — дерево символ вечности бытия и человеческой жизни, ей посвящена руна Inguz и десятая буква огамического письма культов и пиктов Quert. Яблоко бессмертия — атрибут скандинавской богини Идунн, а молодильные яблоки и живая вода присутствуют во многих волшебных сказаниях и сказах древних славян.

Яблоня — одно из первых деревьев, окультуренных человеком, поэтому эзотерические учения связывают ее с сознательным выбором. Магические свойства дерева связывают с добром и злом.

Несмотря на то, что в библейском апокрифе об искушении Евы в райском саду не указывается конкретное название «греховного плода», толкователи Священного писания сходятся на том, что это было, скорее всего, яблоко, и связывают, таким образом, символику яблони с «древом познания добра и зла».

Ясень. Магические свойства

Ясень — космическая ось, Мировое Древо, ясень Иггдрасиль, соединяющий девять миров скандинавской мифологии: Асгард — небесный мир богов, Альвхейм — мир света, Нифльхейм — северный мир холода и тьмы, Йитунхейм — мир великанов, Мидгард — Земной мир, Ванахейм — мир крыльев, Муспельхейм — мир огня, Дваргталхейм — подземный мир двергов, Хельхейм — мир холода и смерти. Ясеню посвящены руны света и радости — Gebo и Wunjo, Руна Одина — Ansuz, руна речи — Os и руна путешествия между мирами — Ehwaz. В магической практике древесина ясеня укрепляла заклинания, требующие внимания, сосредоточенности и целенаправленности.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии