В феврале отмечаем праздник Кэндлемэйс (Оймелк, Имболк), провозглашающий первое движение Сил Света и конец правления Короля Зимы.
Имболк (2 февраля) отмечает первое появление Богини после рождения Бога. Удлиняющийся день пробуждает Ее. Бог молод, почти мальчик, но Его Сила чувствуется в удлинении дней. Теплая, оплодотворенная Земля (Богиня) заставляет семена прорастать и давать побеги. Что и происходит на ранней весне. Это Саббат очищения после затворнической жизни зимой, через возрождение силы Солнца. Также это праздник света и плодородия, отмечаемый в свете пламени всех видов. Огонь здесь представляет наше собственное просвещение и вдохновение, так же как свет и тепло.
Имболк также известен, как Праздник Факелов, Оймелк, Луперкалия, Праздник Пана, Фестиваль подснежников, Праздник прибывающего света, Бригиттов день и под многими другими названиями. Некоторые колдуньи, следуя старому скандинавскому обычаю, надевают корону из зажженных свечей, но большинство просто держат тонкие свечки в руках во время своих молитв. Это один из моментов посвящения в шабаш колдунов, а также ритуалов самопосвящения.
На Имболк на закате или после ритуала по традиции принято зажигать все лампы в доме, но на несколько минут. Или ставить в каждой комнате свечи, горящие в честь возрождения Бога. Можно также зажечь керосиновую лампу с красным стеклом и поставить ее на окно. Если на улице лежит снег, выйдите на несколько минут и призовите летнее тепло. Вашей отдающей рукой (мужчины – правой, женщины – левой) нарисуйте образ Солнца на снегу.
Его также называют «Пиром Бриггид», это празднование предчувствия весны. Название «имболк» сродни » in milk» — молочный, в молоке. В это время начинается лактация у овец перед тем, как они принесут потомство. Дни прибывают, но зима еще в своем праве. Бриггид, кельтская богиня-целительница, богиня — покровительница поэзии и кузнечного дела дарит земле радость священного огня, вдохновения или кузнечными мехами раздутого. А мы возносим ей жертвы и поем славу. В этот праздник мы задумываем самые смелые желания, потому что не за горами час рождения весны — придет время родиться (и воплотиться) и нашим мечтам.
Оймелк. Зимний обряд очищения и праздник огня, часто называется Праздником Огней, Имболк, или Имболг, что так же означает «в утробе» и отражает зарождение жизни в чреве Матери Земли. Второе название праздника происходит от слова «кэндл» — «свеча» — поскольку в этот день принято зажигать очень много свечей, чтобы приветствовать кельтскую Богиню Огня Бригитту, которая в эти мрачные холодные дни способна поддерживать огонь в наших очагах.. Он празднуется в честь Бриджит (Бригиты). Оймелк представляется первым огоньком жизни в кромешной мгле Земли. Богиня готовится к рождению Бога Солнца. Христианское название этого праздника — Сретение Господне, он известен как день Св. Бригиты. В христианстве этот праздник сопровождается шествием с зажженными свечами и знаменует Вход Христа во Храм (Восточная церковь) или Сретение Господне (Западная церковь). Оймелк объединяется с Днем Сурка, народной приметой прихода весны (в этот день, по народным приметам, сурок впервые после зимы вылезает из своей норы). В этот же день проводятся ритуалы в честь святого Блеза, который, как принято считать, предохраняет верующих от простуды, и в этих ритуалах тоже используются свечи
На Имболк едят молочную пищу, например, сметану, так как божество отмечает праздник рождения. Пряная и жирная пища, также посвящена Солнцу, может подаваться на Имболк. Все блюда заправляйте перцем, луком, луком-пореем, чесноком. В пряных винах и блюдах должен содержаться изюм. Вся эта пища символизирует Солнце. Угощение на праздник — лук, молочные продукты, пряные вина, чеснок семена (подсолнуха, тыквы, пророщенные), травяные чаи
Растения Имболка — первоцветы, лавр подснежники, вереск
Благовония Имболка — розмарин корица, ладан
Цвет Имболка — белый, оранжевый, красный
Украшения Имболка — фонарики, лампадки, Ведьмина метла, желтые цветы
Если летом, когда жизнь проходила на свежем воздухе, можно было попасть под проливной дождь, или искупаться в озере или реке, то зимой, когда люди каменного века не могли и носа высунуть из хижин или пещер, они начинали понимать необходимость очищения. В это же время христиане отмечают праздник в честь Святой Бригитты (аналога кельтской Богини Огня), которая, согласно христианской мифологии является повивальной бабкой Девы Марии. Таким образом, и христианский праздник является напоминанием о зарождающейся жизни. В этот день ведьмами выполняются зимние ритуалы очищения. Во время некоторых ритуалов высшая жрица той или иной группы носит «корону огней», которая символизирует мощь богини и ее власть над временами года.
Католики же празднуют Сретение Господне, в память о представлении Иисуса в Храме и ритуальном очищении его матери. В это время свечи считаются священным предметом и используются в ритуалах, проводимых в честь святого Блеза, который, как считается, предохраняет верующих от простуды, — самого распространенного в феврале заболевания. У ведьм февраль — время кормить тех, кто обделен пищей. Поскольку это пик зимы, когда запасы иссякают, а удача перестает сопутствовать охотникам, древние устраивали в эту ночь большое гуляние, за которым следовал длительный пост и очищение.
В это время у некоторых народов существовал обычай провести эту последнюю ночь в гулянии и веселье, а потом в течение определенного периода предаваться посту и очищению. Марди Грае, Карнавал, древнеримские Луперкалии, Веселье Дураков — все эти праздники происходят примерно в это время. Ведьмы вместе несут горшочки с едой для своих торжеств. Мы чтим Бригиту, кельтскую богиню Огня, которая в эти мрачные, холодные ночи способна поддерживать огонь в наших очагах.
Имболк — первый день весны в традиции земной магии. Иногда колдуньи называют его «праздником огней» или «праздником света». Свет свечей представляет собой разновидность симпатической магии и способствует привлечению солнечной сущности в человеческий организм. Поместите на алтарь чашу с растопленным снегом, чтобы ускорить приход весны. Имболк знаменует наступление Весны и традиционного времени травяной магии
В ночь с 1 февраля на 2 февраля надо использовать благовоние, как часть магического ритуала, либо для поклонения высшим силам, либо как прямой акт магии, такой, например, как очищение дома от негативной ауры и распространение в нем умиротворяющих вибраций.
Вот рецепт благовония для этого праздника
БЛАГОВОНИЕ «ПРАЗДНИКА ИМБОЛК»
3 части ладана
2 части драцены
1/2 части красного сандала
1 часть корицы
Несколько капель красного вина
Добавьте к смеси щепоть первоцвета (сухого), который произрастает в вашей зоне в это время. Сжигайте для настроя на символическое возрождение Солнца и умирание зимы.
История Имболка
(2 февраля)
Имболк (произносится «IM-bulk» или «EM-bowlk»), также называется Oimealg, («IM-mol’g), у друидов — праздник кормящей овцы. Это производное от гэльского слова «oimelc» которое означает «овечье молоко». Животные стада рождают первое потомство в году или ожидают приплод, и молоко жизни течет в их вымя. Это — время Благословения семян и посвящения сельскохозяйственных инструментов. Это время отмечает точку середины темной половины года. Это — праздник Девы, с этого дня и до 21 марта это — ее сезон, чтобы готовиться к росту и восстановлению. Змея Бригитты выползает из матки Матери-Земли, чтобы посмотреть погоду (начало Дня сурка), и во многих местах первые цветы крокуса начинают подниматься из замерзшей земли.
Дева почитается как Невеста на этом Саббате. Соломенные куколки (зерновые куклы), делаются из овсяной или пшеничной соломы и устанавливаются в корзинах с белой цветочной постелью. Затем молодые девушки носят куколок из двери в дверь, и получают дары для образа из каждого дома. Потом по традиции старые женщины делают специальные желудевые палочки для того, чтобы держать кукол (в очаге?), и утром смотрят на прах в очаге, чтобы увидеть, если волшебные палочки оставили отметки как хорошее предзнаменование. Кресты Бригитты изготавливаются из стеблей пшеницы и старые заменяются на новые как символы защиты и процветания в будущем году. Домашний огонь в очаге гасится и зажигается снова, и веник ставится с внешней стороны двери, чтобы символизировать выметание старого и приветствие нового. Свечи зажигаются и ставятся в каждой комнате дома, чтобы знаменовать возрождение Солнца.
Другой традиционный символ Имболка это плуг. В некоторых областях это — первый день плуга при подготовке первого посева зерновых. Украшенный плуг протаскивался от двери к двери в сопровождении наряженных в костюмы детей, которые требовали угощения, напитков или денег. Если хозяева отказывались, они должны были платить за возможность вспахать передний сад. В других областях плуг украшался и затем поливался виски, «водой жизни». Куски сыра и хлеба оставляются в проведенных плугом свежих бороздах как предложения духам природы. Считается табу срезать или собирать травы в течение этого периода.
Другие названия этого великого Саббата — Бригантия (шотландский), Имболк (кельтский), Дистинг (тевтонский, 14 февраля), Луперкус (Луперкалии) (итальянский), День Св. Бригитты (христианский), Кандлемас, Кандлелария (мексиканский), Праздник Подснежника, Праздник Освещения, или Праздник Девственницы. Все девственные Богини и Богини-Девы почитаются в этот праздник.
Божества Имболка:
Все Богини-девы/девушки, Бригитта, Арадия, Афина, Инанна, Гайя и Фебруа, и Боги любви и плодородия, Аенгус Ог, Эрос и Фебруус.
Система символов Имболка:
Чистота, рост и реинкарнация, новое воссоединение Богини и Бога, плодородие, анализ старого и планирование путей для нового.
Символы Имболка:
Соломенные куколки, веники, белые цветы, зажженные колеса, кресты Бригитты, жезлы из желудей (желудевые острия), и плуги.
Травы Имболка:
Дягиль, базилик, лавр, ежевика, чистотел, мать-и-мачеха, вереск, ирис, мирра, пижма, фиалки и все белые или желтые цветы.
Пища Имболка:
Семена тыквы, семена подсолнуха, печенья с маком, булки, пшеничные лепешки и хлеб, все молочные продукты, перец, лук, чеснок, изюм, вино с пряностями и травяные чаи.
Ладан Имболка:
базилик, лавр, глициния, корица, фиалка, ваниль, мирра.
Цвета Имболка:
белый, розовый, красный, желтый, светло-зеленый, коричневый.
Камни Имболка:
аметист, кровавик, гранат, рубин, оникс, бирюза.
Деятельность на Имболк: зажигание свечей, сбор камней, прогулки по снегу и поиск признаков Весны, изготовление соломенных куколок и постелей Невесты, создание желудевых жезлов, украшение плуга, празднование, можно зажечь костер.
Об Имболке
Имболг/Имболк произносится EM-Bowl-ig или ic, он также известен как Середина зимы, Кандлемас, Оймелк, Луперкус, Луперкалии, Дистинг, Бригантия (День св. Бригиты), День Леди и День Сурка. Имболг переводится, согласно МакКой, как молоко овцы. Все же МакКой не говорит, с какого языка это переводится, она утеврждает, что это так, поскольку овцы в это время года бывают беременными и должны начинать кормление. Подобно другим Большим Саббатам года Ведьм, время празднования Имболка астрологически определяется, когда Солнце входит в 15 градус Водолея. Эта дата изменяется из года в год. Все же она обычно приходится на первую неделю месяца.
Имболк известен как время для ритуальной очистки, и это один из четырех основных Кельтских Огненных Фестивалей. Для него было придумано имя Candlemass из-за плохой погоды в это время года, делающей почти невозможным проведение праздника Костра. Свечи использовались как его замена, чтобы перемещать ритуал в помещение. Таким образом, Имболк получил имя Candlemass. Тем не менее, нет подтверждения, чтобы подкреплять эту версию, и хотя это лучшая история, чем истина, все же это ложь.
Другое название этого праздника — «День Бригиты» или День Леди от ирландской богини Бригиты. Разведение священных костров в основном обозначала праздник Бригиты, поскольку она символизировала огонь рождения и заживления. Папа Сергиус I (правивший с 687 по 701 гг. AD), был недоволен поклонением Богине, которое все еще имело место во многих католических общинах. Не будучи в состоянии отменить праздник, Сергиус включил его в число церковных, переименовав Бригантию в Праздник Очищения Пресвятой Богородицы или Candlemass. Существовало поверье, что женщины были нечистыми в течение шести недель после родов. Поскольку Мария родила Иисуса (исторически) в Зимнее Солнцестояние, она не сможет быть очищена до 2 февраля. Язычники могут сопоставить это тому, как Великая Мать снова становится Молодой Богиней-Девой. Это позволило Церкви получить другую точку опоры, уже вытесняя языческую религию, не только ставя себя в центр праздника, но и заменяя Великую Мать Матерью Христа. Итак, сменился фокус поклонения Богине, а следовательно, и Богу.
Имболк — серединная точка между зимой и весной. Это время, когда животные начинают шевелиться и выходят из спячки, растения начинают развиваться, но большая часть земли все еще под покровом снега. Это период пробуждения, и отмечается как пункт в середине зимы празднованием в США Дня Сурка.
День Сурка говорит нам, что если Сурок, также называемый Фил Punxsutawney, видит свою тень, у нас будет больше шести недель зимы, если он не видит ее, весна наступит в течение шести недель. Таким образом, это праздник для предсказания погоды. Этот обычай очень стар. Старинные шотландские стихи говорят, что:
If Candlemass day be dry and fair,
The half o’ winter to come and mair
If Candlemass day be wet and foul.
The half o’ winter gane at Yule.
Если на Candlemass сухо и светло,
Половина зимы наступила теперь.
Если на Candlemass грязно и мокро,
Половина зимы кончилась на Йоль.
Стихи говорят нам, что если будет приятная погода на Candlemass, ожидается еще больше шести недель холодной погоды, если будет неприятная погода, то дальше погода будет немного лучше.
Имбольк, праздник Бригид
Этот сезон принадлежит Бригид, кельтской богине, которая в более поздние времена стала почитаться как христианская святая. Первоначально ее праздник был известен как Имбольк или Оймелк, оба названия относятся к кормлению овец, которые начинают давать молоко, и для язычников это является знаком возвращения живительных сил весны. Позже католическая церковь заменила этот праздник Днем Сретения (Candlemas Day), 2 февраля, который посвящен Деве Марие, и его обязательной частью всегда были шествия со свечами. Могущественная фигура Бригид, Дарительницы Света, освещает как языческие, так и христианские празднования.
В большинстве регионов Британских островов, февраль — резкий и тяжелый месяц. В древней Шотландии этот месяц находился в середине периода, известного как Faoilleach, Волчий Месяц; также он был известен как «marbh mhios», Мертвый Месяц. Но хотя этот сезон был холоден и мрачен, все же уже начинали появляться слабые, но несомненные признаки новой жизни: рождались ягнята и легкий дождь приносил жизнь новой траве. Вороны начинают строить гнезда и жаворонки, как считалось, поют более чистым голосом.
В Ирландии земля была готова получить новое семя; рождались телята и рыбаки с нетерпением ожидали конца зимних штормов и морских волнений, чтобы вновь спустить на воду свои лодки. В Шотландии Старуха зима, Каллех, перерождается в образе Брайд, Юной Девы Весны, хрупкой леди, становящейся сильнее день ото дня, поскольку солнце разжигает ее огонь все ярче, превращая недостаток в изобилие. Так о ней писал Александр Кармайкл:
«Согласно верованиям, Брайд своим белым жезлом вдыхает жизнь в рот мертвой Зимы и заставляет ее открыть глаза для слез и улыбок, вздохов и смеха Весны. Яд холода, как говорят, перестает быть опасным в День Брайд и исчезает насовсем в День Патрика».
БЛАГОРОДНАЯ КОРОЛЕВА
… женщина мудрости … богиня, которую обожали поэты …
— Словарь Кормака
Обычно эту нежную богиню начала Весны описывают так, как она изображена на известной картине шотландского художника Джона Дункана «Приближение Брайд»: наивная, золотоволосая девушка, окруженная детьми. Но за ее девичьей невинностью прячется власть великого древнего божества, Бригид, имя которой означает “Благородная”, королева и богиня-мать многих европейских племен. Она также известна как Brigid, Bridget, Brighid, Brighde, Brig или Bride, и некоторые ученые связывают происхождение ее имени с санскритским словом «brihati», эпитететом термина «божественность». Словарь Кормака называет ее дочерью Дагды, “Доброго Бога” Туаты де Данаан и называет “женщиной мудрости … богиней, которую обожали поэты, потому что ее защита была великой и известной.» С тех пор как искусство поэзии тесно переплелось с провидчеством, Бригид стала источником вдохновения для предсказателей и пророков.
Как считается, у нее было две сестры: Бригид Целитель и Бригид Кузнец, но скорее всего все трое были аспектами одной богини поэзии, исцеления и кузнечного мастерства. В другом источнике она описана как покровитель других ремесел раннего кельтского общества: смерти, ткачества и пивоварения. Богиня регенерации и изобилия, она почиталась как божество, приносящее жизнь и исцеление, дарующее людям богатства природного мира. Она тесно связана с домашним скотом и одомашненными животными. У нее были два быка по имени Фэа и Фэван, которые дали имена равнинам в Карлоу и Типперэри. Она также была покровительницей Торка Триата, дикого борова, который дал имя Трейтирне, равнине на Западе Типперэри. Эти три животных тотема обычно издавали предупреждающий крик, если Ирландия была в опасности.
Некоторые ирландские реки названы в ее честь, также как и другие, более отдаленные объекты, такие как Бреконшир в Уэльсе, Брехин в Шотландии и Брегенц в Австрии, который когда-то был столицей племени бригантиев. Это племя находилось под опекой богини Бригантии, которая, как считают исследователи, является аспектом Бригид. Самая мощная политическая единица кельтскоговорящей Британии, бригантии главным образом господствовали в Северной Англии, где названия местностей и гор до сих пор хранят след их богини-матери.
ОГНЕННАЯ СВЯТАЯ
… она взойдет подобно яркому солнцу …
— Жития Святых, Книга Лисмора
С пришествием Христианства языческая богиня была преобразована во вторую после Патрика святую в Ирландии. Это преобразование произошло в Драмеке, графство Кейвен, в месте зовущемся “Гора Трех Богов”. Здесь поклонялись каменной голове Бригид, как триединому божеству, но с пришествием христианства она была спрятана в неолитической могиле. Позже камень был возвращен на прежнее место и стал основанием для местной церкви, которая дала богине новое имя — «Святая Брайд из Нокбриджа”. С ней связано множество легенд, хотя конечно нет ни одного уверенного доказательства того, что она существовала как историческая личность. Описания ее жизни сводятся к тому образу, который очень четко обозначил сэр Джеймс Фрейзр: “богиня в изношенном плаще”.
Святая Бригид, как считается, была дочерью друида, которому было видение, что она должна быть названа в честь великой богини. Она родилась на восходе солнца, в то время когда ее мать шагнула на порог, и таким образом была «ни внутри, ни снаружи». Это состояние, известное как «лименальность», от латинского limen, порог — состояние «между» пространством и временем. В кельтской традиции это священное время, когда двери между мирами открыты и могут произойти различные волшебные события.
Другая легенда говорит, что ее мать всегда носила с собой кувшин молока, в котором она купала новорожденного ребенка. Ребенком Бригид была неспособна есть обычную пищу и была вскормлена молоком особенной белой коровы с красными ушами. Белые животные с красными ушами в кельтской мифологии часто являются животными Иного Мира. Мы также помним, что языческая богиня имела двух волшебных волов. В кельтском обществе рогатый скот был наиболее ценным из всех животных, его значение нашло отражение в кельтской символике, и Святая Бригид была очень тесно связана с домашним скотом вообще и молочными коровами в частности. В зрелом возрасте она сопровождалась коровой, которая также снабжала ее молоком, которым она питалась.
Когда Бригид стала аббатисой Килдэра, она чудесным образом увеличила количество молока и масла, даваемого коровами аббатства; некоторые источники говорят, что ее коровы производили целое озеро молока трижды за день. Когда Святая Бригид умерла, ее череп был сохранен в Килдэре согласно дохристианской традиции почитания головы как священного сосуда. Норманские солдаты украли череп из аббатства и вывезли его в Португалию. Здесь он играл важную роль на весенней церемонии, рядом с ним проводили рогатый скот.
В Шотландии ее называли“Доярка Брайд» или “Золотоволосая Невеста Коров,” здесь она получила роль покровительницы рогатого скота и маслоделень. Средневековое христианское искусство часто изображает ее ведущей корову или несущей пару ведер молока.
Она также обеспечивала обильные «урожаи» пива: В один из праздников Пасхи одна мера ее солода обеспечила пивом семнадцать церквей. Ее удивительная сила превращала воду в пиво и камень в соль. С безграничным великодушием она кормила птиц, животных и бедняков, и все они взамен дарили ей свою любовь. Великая богиня-мать, плодородная земля проглядывает через великодушие христианской святой.
Существует много чудесных легенд о ее жизни, в том числе о пламени, не повредившем ей и ее дому и о солнечном луче, высушившем ее плащ в дождливый день.
Как восходящее солнце она принадлежит Востоку, откуда она явилась и где находится женский монастырь Килдэра, сердце Ленстера. В монастыре постоянно поддерживалось пламя, которое стало известно как один из трех негасимых огней ирландских монастырей. Истории об удивительных свойствах пламени говорили, что оно было освящено благодатью Бога, в то время как количество пепла от сожженного дерева никогда не увеличивалось даже при том, что огонь горел в течение тысячи лет, с 5-ого по 16-ое столетие. Джеральд Уэльс описал его, когда посетил женский монастырь в двенадцатом столетии. Он пишет, что обычно двадцать монахинь присматривали за пламенем в течение всей жизни Бригид; начиная с ее смерти, каждая из девятнадцати монахинь охраняла огонь каждую ночь. Когда наступала двадцатая ночь, девятнадцатая монахиня клала дрова около пламени и говорила:
“Бригид, храни свой огонь. Это — твоя ночь.”
Утром дрова находили сожженными и огонь продолжал гореть.
Пламя Бригид находилось в пределах священного места, окруженного оградой, которую, как сообщает Джеральд «ни один мужчина не мог пересечь». Ужасная участь ждала любого мужчину, который пробовал сделать это, хотя характер наказания не был определен. Вероятно Килдэр когда-то был языческим святилищем, хранимым жрицами, подобным весталкам римской традиции. Некоторые ученые видели связь между Бригид и Минервой, священный огонь которой горел в Водах Салиса в 3-ем столетии. В другом источнике описаны только девять дев, хранивших пламя Бригид, этот эпизод напоминает о девяти девах в уэльсской поэме «Добыча Аннуна», дыхание которых согревало волшебный котел Подземного мира. Богиня Солнца и христианская святая покровительница Вечного Огня одновременно призываются в красивой инвокации, известной как «Стрела Бригид»:
Святейшая Бригид,
Превосходная Женщина,
Яркая Стрела, Внезапное Пламя;
Пусть твое яркое пламенное Солнце
унесет нас к твоему вечному королевству.
Как и древняя богиня, Святая Бригид была известна своим даром исцеления. Она соткала первый кусок ткани в Ирландии и сплела из нее исцеляющие веревки, которые сохраняли свою власть в течение многих столетий. Много исцеляющих колодцев и источников были названы в ее честь.
В Килдэре ее колодец стоит за чертой города, он был отреставрирован местными монахинями в 1984 году. Около источника установлена вертикальная каменная плита, с двух сторон которой нанесени кресты. С одной стороны — христианский крест, с другой — крест Святой Бригид, вращающееся солнечное колесо.
ПРАЗДНИК БРАЙД
Брайд опускает свой палец в реку
На Празднике Брайд
И прочь уходит мать холодов.
— Carmina Gadelica
Как было сказано: «с Праздника Бригид день становится длиннее, а ночь короче”. Хотя это утверждение относится ко времени зимнего Солнцестояния, суть высказывания состоит в том, что богиня возвращает людям прибывающий свет. Накануне «La Fheill Bhrighde» (Дня Бригид), Старуха Зима, Каллех отправляется на волшебный остров, где в лесу находится удивительный Источник Юности. С первым лучом рассвета она пьет воду, которая пузырится в щели скалы, и превращается в Брайд, справедливую деву, белый жезл которой вновь возвращает зеленый цвет на голую землю. Другая версия истории об Источнике описывает Брайд как молодую девушку, заключенную Каллех на всю зиму в снежных низинах Бен-Невиса. Она спасена сыном Каллех, который тайно бежал с нею несмотря на попытки его матери разделить их жестокими штормами.
Приближение Брайд отмечалось в Шотландии с сердечными молитвами и песнями. Практически все из них утеряны, за исключением нескольких названий и фрагментов — “Мантия Брайд”, “Посох Брайд”, “Молитва Брайд» — пустые ракушки на забытом берегу. Но благодаря работе Кармайкла, мы на сегодняшний день действительно знаем больше о празднествах того радостного времени. В Канун Брайд девушки делали женскую фигуру из снопа зерна и украшали ее цветными раковинами и искрящимися кристаллами, вместе с подснежниками и первоцветами, и другими первыми весенними цветами и растительностью. Особенно яркая раковина, символ пробуждающейся жизни, или кристалл размещали в области сердца, называемом в гэльском языке “путеводной звездой Брайд”. Куклу называли Брайд или Брайдэг, Маленькой Невестой, и обносили вокруг города с процессией, состоящей из девушек, которых называли “свитой Девы Брайд”, все они были одеты в белое и их волосы были распущены, персонифицируя таким образом дух чистоты и юности.
Каждый, кого они посещали, должен был воздать должное Брайд и дать процессии подарок, например цветок или кристалл, в то время как матери давали девушкам лепёшки, сыр или масло, оплачивая щедрые дары Брайд, полученные в течение года. Когда они заканчивали шествие, девочки проводили ночь в доме, где усаживалась кукла Брайд, в то время как участницы готовились к следующему дню праздника. Вскоре приезжали молодые люди, они стучались в дверь и их впускали, чтобы они отдали дань Брайд, после чего были песни, танцы и много веселья до самого рассвета. С первым лучом рассвета все они брались за руки и пели гимн Брайд, а затем делили остатки пиршества среди бедных женщин города.
Старшие женщины города также проводили церемонию накануне Брайд. Они также делали изображение Невесты из овса, с любовью украшали его, и готовили для нее корзину, называемую «Ложе Брайд». Кармайкл так описывает то, что происходило после:
«… одна из женщин входит в дверь дома, и стоит на пороге, положив руки на косяки. Затем она говорит мягким голосом, обращая слова в темноту: «Кровать Брайд готова». Стоящая сзади женщина отвечает: «Позвольте Брайд войти. Брайд долгожданна». Женщина в двери снова обращается к Брайд: «Брайд, Брайд, входи же, твоя кровать готова. Сохрани дом для Троицы». Затем женщины с долгой церемонией помещали куклу Брайд на кровать, которую они так тщательно готовили для этого.
В ее руку они вкладывали маленькую прямую белую палочку, обычно это была ветвь березы, дерева весны, или другого священного дерева: прямота указывала на справедливость Брайд, белый цвет символизировал чистоту и мир. Затем, перед отходом ко сну, они рассыпали пепел из очага. Их самое большое желание заключалось в том, чтобы она посетила их ночью, и утром они с нетерпением оглядывали пепел в поисках следов ее присутствия: если они различали отпечатки ее жезла, они знали, что они были благословлены; если в золе обнаруживали след ее ноги, тогда они были вне себя от радости и знали, что их ожидает увеличение семьи, стад и плодородия полей в наступающем году. Если же на пепле не было никаких признаков присутствия богини, они были удручены полагая, что она чем-то оскорблена. Чтобы исправить это, они в качестве приношения хоронили петуха в месте пересечения трех источников — месте триединого слияния священной власти — и жгли ладан в огне следующим вечером».
В Ирландии, подобные радостные ритуалы были предназначены для того, чтобы приветствовать возвращение света. Источник 18-ого столетия рассказывает, что жена каждого фермера пекла особый пирог, в доме варилось пиво, в гости приходили соседи и начинался праздничный вечер. Взбивалось свежее масло и богатые фермеры отдавали часть масла своим более бедным соседям наряду с жареным мясом, отмечая таким образом возвращение дарительницы изобилия и щедрости. В это время сама Бригид, как полагали, путешествовала по деревням, благословляя людей и их домашний скот, по этому случаю на пороге или подоконнике оставляли пироги или хлеб с маслом. Иногда люди оставляли сноп зерна как дар для белой коровы, которая путешествовала с нею. Связку соломы или молодых побегов также оставляли на пороге для того, чтобы она смогла встать на колени и благословить дом, или чтобы она — (или корова (-: ) — могла вытереть ноги перед входом.
Во многих районах Ирландии, так же как и в Шотландии, изображение Бригид несли от двери к двери. Часто куклу Брайд делали из маслобойки, закутанной в солому, подчеркивая присутствие богини в маслодельне; иногда это была кукла ребенка, украшенная согласно случаю, а иногда молодая девушка, одетая в белые одежды, непосредственно представляла Бригид. Девушка могла раздавать Кресты Бригид каждому семейству, поскольку особый крест святой был важной частью ирландских празднований во всех частях страны. Эти кресты, сплетенные из веток или соломы, делались в Канун дня Бригид и вешались в доме и часто в коровнике и также предназначались для того, чтобы почтить Бригид и получить ее защиту. Крест Бригид исполнен не в традиционной христианской форме, а скорее похож на символы солнца культур всего мира. Один из видов Креста Бригид фактически представляет собой не крест, а фигуру с тремя опорами, напоминая нам о тройной природе богини-святой. Это древний кельтский символ, известный как трискель.
Менее известный символ Бригид, пришедший из округов Корк и Типперэри, это фигура, с которой мы уже знакомы: крест в круге. Дополнительная красота его символизма состоит в том, что фигура сформирована из соломенной веревки, сплетенной из трех пучков соломы, таким образом объединяя священные числа четыре и три. Другой ритуальный объект, использующий эти числа, как мне кажется происходит из намного более древних времен. Известный как «Crios Bride» или Пояс Бригид, он был сделан из плетеной соломенной веревки, его несли в процессии вместе с изображением Брайд по всему городу. В каждом доме жители должны были пройти через него, чтобы получить покровительство Брайд и хорошее здоровье в наступающем году. Когда они делали это, процессия начинала кричать и пели особую песню. Вот одна из ее версий:
Пояс Бригид — мой пояс
Пояс с четырьмя крестами
Явись, хозяйка
И трижды выйди.
Кто бы ни прошел через мой пояс
У того в семь раз увеличится счастье.
Подобные ритуалы направляли участников в направлении космического порядка, представленного четырьмя направлениями и тремя мирами: нижним миром, физическим миром и верхним миром, объединенных священным присутствием Бригид.
Имболк (произносится «IM-bulk», «IM mol’g» или «EM-bowl/k»), — один из Больших вииканских саббатов и обычно празднуется 2 февраля. В кельтской традиции он отмечается 1 февраля или во время первого полнолуния в Водолее. Другие известные названия Имболка это Имболг, Имболик (у кельтов), Имболк Бригантия (в традиции Каледонии или у друидов), Кандлелария (Мексиканское Ремесло), Дистинг (в тевтонской традиции, празднуется 14 февраля) Кандлемас (немногие языческие традиции и/или люди предпочитают это имя), праздник Кандлемас и День Св. Бригиты (в христианстве), Оймелк, День Бригиты, Луперкус (в Стреге), праздник Света, праздник Девственницы, праздник Подснежника или праздник Огня. Название «Имболк» или «Оймелк», производное из гэльского языка, означает «овечье молоко» из-за лактации овец, которые кормят новорожденных ягнят нового сезона в это время года.
Это Саббат — время очищения и новорожденных ягнят, хорошее время для благословения семян. Это — праздник Девы в подготовке для роста и восстановления. Имболк – время для почитания девственных Богинь, а также первых признаков возвращения жизни в замороженной Стране Зимы. Во многих местах цветок крокуса это одно из первых растений, показывающихся из-под снега, поэтому он также символ этого саббата. Кандлемас — праздник Света и, следовательно, отмечается с использованием множества свечей.
Символически многие язычники решают представлять Имболк с использованием Свечных Колес, зерновых кукол и Солнечных Колес — они могут быть использованы в ритуале или просто как украшение. Обычно Свечные Колеса это круглые украшенные «короны», которые делаются из соломы или других природных материалов, которые окружены восемью или тринадцатью красными, розовыми или белыми свечами, и украшены цветными лентами. Во многих ритуалах Имболка Высшая Жрица или Дева традиционно носят эту «корону» в какой-то момент во время ритуала.
Зерновые куклы могут быть сделаны многими различными способами, и вы не обязательно должны делать их в форме человека. Они сделаны из пшеницы или снопов других зерновых, как, например, из соломы, кукурузы или ячменя. Снопы формируют в некоторое подобие «куклы» скручивая, заправляя и связывая их в нужных местах. Затем их можно «одеть» в белую хлопковую или атласную ткань и кружево, чтобы изобразить невесту. Вы можете даже решить смастерить «постель» (обычно, ее делают из корзины) для вашей зерновой куклы, которая называется «Постель Невесты». Есть много доступных языческих книг о том, как сделать Свечные колеса, Зерновых кукол и Солнечные Колеса. Пожалуйста, обратитесь к ним для дальнейших инструкций в изготовлении этих украшений. Символами Имболка также являются нора или логово животных, и невеста. Другими украшениями алтаря могут быть веник (метла ведьмы), чтобы символизировать выметание старого, побег вечнозеленого растения или небольшая статуя Богини, представляющая Ее в аспекте Девы.
Имболк может символически быть представлен тарелкой со снегом, вечнозелеными растениями и/или свечами. Во время ритуала вы можете решить зажечь и оставить свечи (символ света) в Круге. Вы можете также захотеть установить символ колеса на Алтаре. На Имболк традиционно на заходе солнца или просто после ритуала зажечь все лампы в доме – можно всего на несколько минут. Или зажгите свечи в каждой комнате в честь возрождения Солнца. Или же зажгите керосиновую лампу с красным стеклом и поставьте на видное место в доме или на окно. Если снег лежит на земле, походите по нему некоторое время, призывая назад летнее тепло. Вашей ведущей рукой нарисуйте Солнце на снегу. Другие занятия на Имболк это сбор камней и поиск признаков Весны. Считается запретным срезать или собирать растения в это время.
Божества, соответствующие Имболку, включают всех Богинь-девственниц/девушек, всех Богов и Богинь огня/пламени, а также Богов и Богинь в образе детей. Некоторые часто упоминающиеся божества Имболка это Бригита, Арадия, Ану, Арианрод, Афина, Бранвен, Инанна, Селена, Гея, Фебруа, Фебруус, Пакс, Купидон, Эрос и Диан Кехт. Ключевые действия, которые нужно иметь в виду в течение этого периода Колеса Года, включают планирование и подготовку к тому, что начнется. Подходят заклинания плодородия и защиты, а также те, которые помогут определиться и сфокусироваться на духовных и физических устремлениях на будущее. Имболк — хорошее время, чтобы приводить вашу жизнь в порядок — независимо от того, физически или умственно, духовно, эмоционально, или во всех аспектах сразу. Составляйте планы, организовывайте, очищайте ящики и шкафы, чтобы помочь создавать освежающее чувство привнесения нового и очищения от старого. Нынешняя подготовка себя и своего дома создаст вам благоприятные условия, чтобы принять чудеса и свободу, которые принесет Весна.
Общепринятые цвета, связанные с Имболком, это белый, желтый и розовый. Тем не менее, светло-синий, светло-зеленый, красный и коричневый также подходят для этого саббата. Свечи алтаря должны быть белыми, красными, розовыми и/или коричневыми. Камни, которые можно использовать в течение праздника Имболк — бирюза, аметист, гранат и оникс. Животные, связанные с Имболком, это малиновка, овца, ягненок, олень и животных, которые живут в норах, подобно барсукам и суркам. Мифические животные, связанные с Имболком, — феникс, драконы и другие виды огненных птиц. Растение и травы, связанные с Имболком, — вечнозеленые растения и ивовые деревья, розмарин, дягиль, базилик, лавр, бензоин, вереск, мирра, клевер, укроп и все желтые цветы. Для благовония Имболка вы можете смешать любые из следующих ароматов или выбрать один из них: базилик, мирра, ладан, глициния, жасмин, камфара, корица и лотос.
Пища, уместная для этого дня, включает то, что представляет рост, как, например, семена (тыквы, кунжута, подсолнуха), а также хлеб, булки и торты с маком. Совершенно подходит также и молочная пища, поскольку Имболк обозначает праздник отела. Прекрасно подходят блюда со сметаной. Мясные блюда должны содержать птицу, свинину или мясо ягненка. Пряная и здоровая пища в честь Солнца одинаково пригодна. Подходят блюда с кэрри и все блюда, приправленные перцем, луком, луком-пореем, шалотом, чесноком или шнитт-луком. Традиционны вино с пряностями, травяные чаи, мед, и блюда, содержащие изюм — вся пища, символизирующая Солнце.
Пусть все вы порадуетесь благословениям Саббата Имболк и всему, что символизирует это время года.