Колядки 21 декабря – древний славянский праздник

Колядки 21 декабря – древний славянский праздник

21-22.12 День зимнего солнцестояния Этот же день считался Рождеством Бога Коляды. Считалось, что с этого момента время поворачивается к весне. Нужно ждать Весну. Заканчивается Корочун (темный период) и рождается Светлый.

Карачун (Корочун) — в древнерусской языческой мифологии этот день берет в свою власть — Чернобог — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух.
Корочун/Карачун (это два диалектных варианта одного и того же слова) — самый короткий день в году в преддверии Зимнего Солнцеворота.

В народе понятие “карачун” в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: “Пришел ему карачун”, “Жди карачуна”, “Задать карачуна”, “Хватил карачун”.
День языческого почитания Карачуна (одно из Имён Чернобога или один из Тёмных Ликов Велеса) — приходился на день зимнего солнцеворота, самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. По языческим поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.

Корочун — последний день накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Кощей-Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового Года.

Корочун — это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Года.

За две недели до Корочуна начинается так называемое Время Молчания — пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего. Это время очищения души и тела

Древнеруское Корочунъ, словацкое Kracuri, болгарское Крачунец, в Закарпатье крачун — «Колядный пирог», а также белоруское корочун — «внезапная смерть в молодом возрасте», «судороги», «злой дух, сокращающий жизнь», русский. карачун — «смерть», «гибель», «злой дух».

В каждой неделе есть свой «малый Корочун» — шесток (суббота), день Жнеца (планеты Сатурн), предшествующий неделе (воскресенью), дню Даждьбога (Солнца).
Калач, Калачин, Карачун — это Хлеб выпеченный в виде кольца, символизируетс обой «круг дня». Откусывая от него, мы начинаем новый круг лета («года»).

На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овесень) пекли блины — символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались «Жаворонки» — булочки из каральки связанной в узел и уложенной как «Сидящий жаворонок». А на белые святки — на Коляду (Карачун) пекли именно калачи.

Ну а утром 21/22 декабря — с первыми лучами Солнца наступает праздник Коляды — Колядок — Белых Святок.
Наши предки весело праздновали великий солнечный праздник, который начинался в день- Карачун — зимний коловорот. Карачун-Коляда — волшебное время, когда граница между видимым и невидимым мирами становится прозрачной и можно получить у богов ответы на многие вопросы.

С этого дня праздновали рождение бога Коляды, связывая нарождающееся Солнце с образом младенца. Маленькое Солнышко называли Коло.

Четыре годичные ипостаси славянского бога солнца:
1)Солнце-младенец Коляда, рождающееся на рассвете после Ночи зимнего солнцестояния.
2)в День весеннего равноденствия Коляда становится крепким юношей Ярило-солнцем, растапливающим снега и прогоняющим Зиму.
3)в День летнего солнцестояния Ярило обращается в могучее Солнце-муж Купала.
4)День осеннего равноденствия Купала становится постепенно теряющим силы мудрым Солнцем-стариком Световитом, затем умирающим с наступлением ночи зимнего солнцестояния, чтобы наутро после этой ночи опять возродиться обновленным малышом-Колядой.

Иногда Коляду представляли добрым молодцом, который победил Тьму, с мечом в руках, причем клинок меча был обращен острием вниз с мечом в рук.Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего Круга.

Празднование продолжалось 3 дня, как говорили деды об этих днях: «На воробьиный скок длиннее денек».

Днем готовили «Коляду»: коллективную еду — складчину, и жгли большие праздничные костры — Краду — всю ночь.
Вокруг деревни противосолонью (движение против Солнца) «Гоняли Попа или Балду» — горящий толстый обрубок бревна.
И ежели удавалось прокатить его от костра вокруг деревни и вернуть горящим обратно в костер — деревню ждало благоприятное житьё.

Для этого парни и девки расчищали от снега дорожку, а «Балду» умасливали — поливали маслом (была и маленькая хитрость «Балду кормили маслом» — в выдолбленное нутро вкладывалась пакля, пропитанная маслом и воском).
Под утро из этого праздничного костра разносили уголья для возжигания печей.
Водой, настоянной на угольях от костра, поили скот, детей, мыли ею полы. А остатки высыпались возле порога.
С утра устраивалось пиршество, игрища, гульба. В следующую ночь запускали новую Балду и на следующую ночь тоже.

Сделайте Краду хотя бы символически-маленькую — из веточек во дворе. В крайнем случае, просто зажгите свечу, как символ огня.

На второй день нельзя было пировать у себя дома — шли по гостям. По очереди друг к дружке.

В последнее утро праздника (третий день) из общего костра приносили «Новый огонь» в печь, которую до того необходимо было обязательно прочистить от золы, и желательно побелить. Скотину кормили хлебом, и поили травяными отварами.
Все обязательно мылись в бане, и приступали к семейному застолью. («Где остатьню ночь проведешь, там «год» и проживешь!»).
Устраивались «Огненные чистилища» — прыжки через костер. По одиночке и попарно. При желании можно было дать клятву на верность«Огненный заклят». Для этого необходимо вдвоем прыгнуть через костер и не разжать при этом рук.
Костер – Краду не тушили, а давали ему догореть самостоятельно.

Коляда — это древний обычай «Преломления хлеба» на «Круг» — «С кем хлеб преломил, — то тебе и брат».
Сей обычай проводился на каждый праздник. Иначе говоря, Коляда — это коллективное круговое питание. Складчина.

Этот славянский праздник и обычай зародился в глубокой древности.
Для сбора пищи на круговую трапезу и были придуманы «Колядки» — веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки. Сбором продуктов на Коляду занималась, преимущественно молодежь. Незамужние девки и парни.
Веселые колядки с ряжеными дошли до наших дней. Но для чего люди надевают маски зверей, ходят по домам, поют и ждут угощения? В чем тайная суть этой мистерии?

Каждое божество через тотемное животное выражает свою силу, энергию. Человек, надевая «личину» конкретного зверя,привлекает тем самым энергию бога. Собираясь толпой ряженых, люди чувствуют себя раскованно и входят в раж, т.е. в состояние расширенного сознания, когда легко общаться с высшими силами. Именно в момент праздничной мистерии можно позаботиться об «энергетической базе» для себя и своих близких на весь год.

22-23.12 Праздник Рода. Отмечается на следующий день после праздника Рождества. Нужно проведывать своих родных и близких. Угощать соседей. Ходить в гости, радоваться жизни.

С 23 декабря по 6 января отмечают день Даждьбога и Марены. Праздник называется Щедрец.
Есть также версия, что в эти дни славят щедрую богиню Ладу. Отсюда и название праздника. В Украине щедривки. Дети ходят по домам, поют щедривки, славят богов. В этом сакральный смысл щедривок, а не так, как в современных городах, просто попрошайничают.

Вашему вниманию один из текстов щедривки:
«Щедрый вечер! Добрый вечер!
Хозяева спрашивают:
«Кто идёт? Бог! Что несёт? Пирог!»
Затем колядовщики начинают «коляду томить», т.е. выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де «шли из далека», «у козы ноги болят» и т.д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы: «Щедрик-ведрик, дайте вареник. Грудочку кашки, колечко колбаски.
Матушка-сударушка, подай пирожка, Не подашь пирожка, не родишь сынка. А родишь девицу-расчерепицу, Ни шить, ни ткать, помелом махать.
Одари, государь, колядовщиков! Наша коляда ни рупь, ни полтина. Наша коляда всего пол-алтына!
Коляда пришла, вам здоровья принесла. Ой, Коляда, Коляда! Мы пришли прославлять, да хозяев величать. Да хозяину сотню лет прожить. А хозяюшке многоздравьице. Вашим детушкам: сыновьям, дочерям. Девяносто быков, полтораста коров. Надели вас бог житьём и бытьём. И житьём, и бытьём, и богачеством!»

Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»:
«Уж дай им, Свароже, по спине и по роже. Разрази их, Перун-батюшка! Пустой им мешок, дырявый горшок!»
Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии