Магия оружия

Магия оружия

Еще в глубокой древности охотники верили, что главную роль на охоте играет не копье, не стрелы, не ловушки и силки, а та невидимая, но могучая сила, которая в них заключена и которая ими движет. Обладая этой таинственной силой, оружие действовало словно самостоятельно: оно ударяло, раскалывало, ранило, убивало, но благодаря ему человек мог спастись и получить все необходимое для жизни. Вот, почему с самого начала магия оружия была двойственной — и смертоносной, и благотворной.

Оружию давали имена и верили, что оно способно любить и ненавидеть. Арабы, например, мягкое железо, называли «женщиной», а твердое — «мужчиной». На Дальнем Востоке мечи изготавливали парами, и они считались супругами, которые умеют петь, разговаривать и передвигаться.

 

Нож

По сей день, у некоторых народов обыкновенный нож кладут в люльку к младенцу, а также на порог дома, чтобы отпугивать духов. Нож ограждает от злых сил свадебные процессии, а в руках шамана служит орудием священнодействия и врачевания.

У многих народов нож и сегодня используют для ритуальных целей, например, для обрезания, потому, что рана, нанесенная каменным ножом, заживает быстрее и шрам незаметнее. Интересно, что у народов, сохраняющих охотничьи традиции, нож — первый взрослый предмет, к которому привыкает рука мальчика.

Меч

Немало поверий и легенд сложено вокруг самого распространенного в мире клинкового оружия — меча.

Считается, что честь изобретения боевых мечей принадлежит шумерам. Первые образцы этого оружия выкованы не позже середины III тыс. до н.э.

В буддизме меч является эмблемой мудрости и проницательности, и назначение меча, находящегося в руках божества — отсекать все сомнения и дилеммы, расчищая путь к познанию истины.

В даосизме он символизирует победу над злыми силами и представляет эмблему «ЛИ ТУНГ ПИН» — одного из восьми бессмертных, который вооруженный волшебным мечом, пересек землю, покоряя силы тьмы.

В ламаизме (от тибетского «лама» — высший) оружие также служило символом власти у ламаистских божеств. Ламаизм представляет собой примитивную форму буддизма и встречается в Тибете, Монголии и маленьких гималайских селениях. В этих странах, также, как и в Китае, существовал культ оружия. Именно поэтому тибетские и монгольские мастера-оружейники породили большое разнообразие холодного (клинкового) оружия. Кроме культового назначения и предмета всеобщего поклонения, наиболее выдающиеся образцы оружия стали непременными атрибутами национального костюма и гордостью монгольских охотников.
Меч часто служил делу справедливости, он мог мстить и карать. Не случайно богиня правосудия держит в руках весы и меч. До сих пор, жив обычай, клясться на оружии.

Древнейшие мечи имели довольно странную изогнутую форму, свидетельствующую о том, что предком их, скорее всего, был крестьянский серп. Такие серповидные мечи вначале, по-видимому, были лишь на вооружении у знати и использовались преимущественно для казни пленников.

Короткий меч «чинкведеа» был распространен среди богатых итальянцев в XV в. Его клинок у рукояти имел пять (по-итальянски «чинкве») пальцев в ширину.
А двуручный меч «клеймор» был оружием шотландских горцев в XV — начале XVII в.в. Его название происходит от гэльского выражения «большой меч».

Булава

Вокруг оружия сложился пышный ореол легенд, поверий, магических представлений.

Булава, например, служила знаком верховной власти. Не случайно, именно булаву держат фараоны на всех известных тронных изображениях правителей Древнего Египта. Во многих государствах Европы одним из основных атрибутов высшей власти был скипетр, по сути, та же булава — палка с утолщением на конце.

В Польше и на Украине ударное оружие являлось знаковым различием гетманов, атаманов, ротмистров. К этому же виду почетного оружия относятся начальственные, в том числе маршальские, жезлы.

Топор

Топор — типичное хозяйственное орудие — трансформировался в грозное оружие и в таком виде использовался практически у всех народов наряду с мечом и копьем. Топор нередко оснащался различными скрытыми приспособлениями. В его рукояти прятали кинжал, полое древко-топорище скрывало клинок шпаги, вылетавший наружу при простом встряхивании. Наконец, известны образцы сложного комбинированного оружия — соединение топора с пистолетом или ружьем.

Копье

Но, пожалуй, самую богатую историю имеет копье — древнейший вид оружия, сопровождающий человека от палеолита до наших дней. Копье относится к наиболее распространенному оружию: оно применялось повсеместно и послужило базовой моделью для многих видов древкового оружия.

Как сакральное оружие копье раньше других стало символом власти. Его нередко относят к фаллическим символам, связывая с ним мужество, силу и плодородие. Копьем часто вооружены боги, цари и герои.

По преданию, римский сотник Лонгин вонзил копье в бок казненного Христа, чтобы удостовериться, что он мертв. Считается, что именно Лонгин воскликнул: «Воистину, Он был Сын Божий!». Существовало предсказание, что взявший это копье в руки будет править миром. Узнав об этом, Адольф Гитлер проник в замок Хофбург, где хранилась священная реликвия, и вытащил ее из музейной витрины. Будто бы тотчас явился к нему некто, предложив в обмен на душу мировое господство. Так это или нет, но мир был ввергнут в пучину войны, начатой Гитлером.

Лук

Самым метательным оружием, несомненно, является лук. Появившись 40-30 тыс. лет тому назад, он получил широчайшее распространение у разных народов, на всех материках, за исключением, пожалуй, Австралии и Антарктиды.

Лук — весьма эффективное оружие. Он обладал такой мощностью, что пробивал кости животных и людей. Существовали стрелы, пронзавшие щит и кольчугу, а, порой, и две кольчуги. Например, древние китайские луки «справлялись» даже с одним из самых прочных доспехов — восточным, состоявшим из кожи, войлока и тонких металлических пластин.

Согласно источникам, средневековые лучники прицельно стреляли с частотой 8-12 стрел в минуту. Известен и такой факт: один тунгусский охотник пускал стрелу и, пока она падала, сбивал ее другой. Из 10 выстрелов он попадал в цель до 8 раз.

Важнейшим показателем боевых свойств лука являлась дальнобойность, позволившая ему долгое время оставаться одним из основных видов боевого и охотничьего оружия.

В XIV и XV в.в. благодаря лучникам, которых обучали с юных лет, англичане одержали победы над французами в битвах Столетней войны (1337-1453), таких, как битвы при Пуатье и при Азенкуре. Французские воины, привыкшие к рукопашной схватке, гибли в напрасных попытках приблизиться к врагу под градом осыпавших их стрел.

Арабские источники указывают максимальное расстояние для прицельной стрельбы из лука – 150 м, а оптимальное – 60 м. История сохранила сведения и о рекордных результатах в стрельбе из лука. Например, наивысшую дальнобойность показал на соревнованиях в Стамбуле в 1798 г. турецкий султан Селим III, пустивший стрелу на 889 м. Английский рекорд бесприцельной стрельбы составил 557 м. Соревнуясь в точности, стреляли в кольцо, в лезвие ножа, расщепляли пополам стрелу. Английский король Генрих VIII попадал в яблоко с расстояния 220 м.

Легендарного английского разбойника Робина Гуда всегда изображают с большим луком в руках. Многие баллады, сложенные о Робине Гуде, представляют его искусным стрелком.

Японские луки из бамбука и других пород дерева были длиннее европейских. Европейский рыцарь считал ниже своего достоинства пользоваться луком в бою. Японские самураи упорно тренировались в стрельбе, пока не становились первоклассными лучниками. Они с детства привыкли строго соблюдать правила кодекса «бусидо» — путь воина, и готовы были драться насмерть за своего повелителя.

У некоторых народов выстрел из лука, как и бросок копья, символизировал зарождение новой жизни: направленный в пещеру, он означал плодоносное соединение мужского и женского начал. При этом стрела соотносилась с оплодотворяющим мужским началом, а пещера воспринималась как женское естество. Это сакральное значение стрелы долго сохранялось в свадебных обрядах. Не случайно стрелы были непременными атрибутами божеств любви: греческого Эрота, римского Амура, индийского Камы и т.д.

Еще одна важная особенность лука — бесшумность. Это свойство делало его незаменимым на охоте и в военных действиях, и позволило стать массовым оружием, особенно в регионах, где жили охотники и кочевники.
Простой лук иногда усиливали наклеенными сухожилиями животных и обматывали для водонепроницаемости берестой или тонкой корой. Изготовленный таким образом простой цельнодеревянный лук являлся мощным оружием: он имел длину 1,8-2,2 м, а стрелой, выпущенной из него, можно было убить медведя, лося, оленя.

С древнейших времен у разных народов известны так называемые свистящие стрелы. Хунны снабжали стрелы небольшими роговыми шариками с круглыми отверстиями по бокам. Попадая в такие отверстия, воздух при полете стрелы издавал резкий звук. Сыпавшиеся с неба свистящие стрелы вызывали панику в стане противника.

В Японии существовал обычай запускать свистящие или гудящие стрелы перед началом битвы, их также использовали для того, чтобы отогнать злых духов.

Большое распространение получили зажигательные стрелы. Еще древние карфагеняне, использовавшие в сражениях индийских слонов, крепили на их спинах закрытые башни, в которых размещались лучники, метавшие зажигательные стрелы. Особенно успешно такие стрелы применялись при осадах городов: они несли к деревянным стенам городских укреплений намоченную горючей жидкостью и подожженную паклю. Широко известно также использование отравленных стрел, в том числе и на охоте.

Лук и стрелы носили в специальных чехлах: налуч — для лука и колчан — для стрел. Они представляли собой жесткие каркасы, обтянутые кожей. Весь комплект назывался «саадак». У некоторых народов, в частности, у саков, широко применялись гориты — футляры прямоугольной формы с дополнительным карманом для одновременного ношения лука и стрел. Средняя вместимость колчана составляла 20-30 стрел, а в сакские гориты можно было поместить до 100 и более стрел. Такой большой боезапас обеспечивал максимальную скорострельность и эффективность. Например, воины Чингисхана прославились высокой частотой стрельбы из лука. Не случайно один русский летописец отмечал: «И летели стрелы в город, словно дождь из бесчисленных туч».

Арбалет

 

Магия оружия

Стремление усовершенствовать лук привело к появлению другого вида метательного оружия — арбалета. Он уступал луку в скорострельности, но обладал рядом существенных преимуществ: арбалет был более мощным и, одновременно, простым и удобным в использовании. В течение 15 секунд опытный стрелок мог выпустить из арбалета одну за другой 10-12 стрел. Известно, что во время японо-китайской войны 1894-1895 г.г. арбалет активно использовался китайцами.

С этим оружием можно было охотиться как на крупного, так и на мелкого зверя. А жители Европейского Севера с древнейших времен применяли мощные арбалеты для промысла китов и других морских животных.

Страстный поклонник арбалета и отличный стрелок английский король Ричард I (Львиное Сердце) вооружил свое войско этим оружием и активно использовал его против иноверцев во время Крестового похода.

Французский король Филипп II Август также создал в своей армии первые отряды конных и пеших арбалетчиков, а в период с XIII до начала XVI в.в. арбалеты уже состояли на вооружении практически всех европейских армий.

Согласно легенде, Вильгельм Телль, национальный герой Швейцарии, отказался присягнуть на верность австрийцам, захватившим в XIV в. власть в его стране. В наказание австрийцы заставили Вильгельма Телля сбить яблоко с головы собственного сына стрелой из арбалета.

До появления мушкетов арбалеты оставались самым грозным ручным оружием. Битва 1515 г. при Мариньяно между французской и испанской армиями считается последним удачным применением арбалета в военных целях.

Великое переселение

Центральная Азия эпохи раннего Средневековья была перекрестком исторических путей, ареной бурных политических и военных событий. В I тыс. н.э. огромные орды кочевников двигались по «великому степному коридору» на Запад. Скифов и сарматов сменили воинственные тюркские племена — хунну, благодаря античным авторам, более известные как гунны. В это движение были вовлечены многие племена Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы. Так началось великое переселение народов, на долгие века сформировавшее геополитическую и этническую карту Евразии.

Опустошая все на своем пути, гунны вышли к границам Римской империи. В Паннонии в 20-х г.г. V в. гуннский вождь Атилла основал одну из первых «кочевых империй», объединив под своей властью разные племена и народы. В VI в. вслед за гуннами на берегах Дуная появились другие тюркские завоеватели — авары, а в VIII в., под зеленым знаменем Пророка через Центральную Азию на Запад двинулись арабы, именовавшие себя «мечами ислама».

Два меча

Очевидно, с гуннами в Европу попал длинный двухлезвинный, сужающийся к концу сарматский меч — прототип большинства раннесредневековых мечей. Появление и распространение длинных мечей было связано с тем, что основной ударной силой на сухопутном театре военных действий становилась конница. Тем не менее, в вооружении воина долгое время присутствовал и короткий меч (или длинный нож), необходимый для ведения ближнего боя. Мода на ношение двух мечей распространилось очень широко, вероятно, также благодаря гуннам.

Одновременное ношение двух мечей практически повсеместно, и особенно на Востоке, превратилось в обычай иметь, богато украшенные гарнитуры, состоявшие из меча и кинжала.

Изысканность и роскошь

В этом смысле уникально японское вооружение. У японцев доспехи совершенствовались на протяжении столетий, и они были более изысканны и роскошны, чем европейские и ближневосточные. Особенно нарядные доспехи носили воины-самураи. Их кодексу чести подчинялась вся военная жизнь Японии с XII в. и вплоть до 1868 г., когда сословие самураев было упразднено. Оружие у японцев также отличалось совершенством, особенно парные мечи, бесспорно, лучшие в мире.

С гуннами связана еще одна характерная особенность в декоре вооружения. Многие мечи и кинжалы V-VII в.в. на обкладках ножен и рукоятей имели своеобразный рельефный орнамент в виде чешуи, который выполнялся при помощи специального штампа.

Скорее всего, этот орнамент имитировал оперение орла, родоплеменного тотема гуннов. Возможно, к этой символике восходит и традиция оформления навершия рукояти меча или кинжала в виде головы птицы или грифона.

Богато украшенные меч и пояс были неотъемлемой частью парадного военного и придворного костюмов в Иране, Китае, Центрально-Азиатских государствах, тюркских каганатах. Меч непременно использовался в различных церемониях и культовых действах.

Атрибут власти

Парадный меч в качестве царской регалии был принят еще при Ахеменидах (IV в.. до н.э. — III в.н.э.). Значение меча как символа власти сохранилось и при арабах. Например, при введении Тогрул-Бека в двойной сан — правителя области и «наместника пророка» — на него были возложены две короны, в знак двойственной власти, и пояс с двумя мечами. Снятие меча и пояса означало, что правитель, полководец или офицер лишается своего звания. Именно с Востока все эти обычаи попали в Византию, а через нее — на Русь и в Европу.

Размеры мечей были стандартными: общая длина примерно 100 см, при длине клинка около 80 см, и ширине 5-6 см, а вес достигал 1-1,5 кг (хотя встречались экземпляры, превышавшие 2 кг). Вдоль клинка шел желобок, делавший меч более легким и гибким (плохие мечи гнулись в бою, и их приходилось выпрямлять ногой). Наиболее качественные клинки сваривались из нескольких полос стали.

Часто во время похорон мечи намеренно гнули и ломали, дабы обезопасить покой погребенного. К тому же считалось, что умерший или его дух становится опасным для живых, особенно если покойник был воинственен при жизни.

Викинги

Викинги открыли не только новую главу в истории войн и вооружения, но и новую главу в истории торговли оружием. Дело в том, что большая часть мечей, которыми сражались викинги, имела континентальное происхождение: клинки ковались в рейнских мастерских, о чем свидетельствовало латинское клеймо — Ulfberht fecit (мастер «Ульфберхт делал»).

Викинги не только воевали, они были первооткрывателями и купцами. Около 982 г. под предводительством Эрика Рыжего викинги открыли Гренландию.

Левостороннее движение самураев

Интересна судьба меча в Японии. С конца XVI в. право на ношение мечей имели только самураи и придворные аристократы, а горожане и крестьяне были лишены оружия. За исполнением этого закона следили очень строго. На рубеже XVI-XVII в.в. сформировался особый этикет меча. Обнажение оружия на улице, удар ножнами о ножны, бряцание воспринимались как вызов, за которым могло последовать нападение без предупреждения. Полагают, что даже левостороннее движение в Японии возникло именно благодаря этикету меча. Ведь в этом случае два самурая, двигаясь навстречу друг другу, застрахованы от случайного удара ножнами или прикосновения к оружию другого (это считалось смертельным оскорблением). Кроме того, выхватив меч, легче нанести удар вправо.

Положенный справа, рукоятью вперед и лезвием к себе, меч означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего обнажить его для боя. С длинным мечом за поясом в дом самурая мог войти только князь или самурай более высокого ранга. В остальных случаях меч оставляли слуге, который с соответствующими почестями устанавливал его на специальную подставку. В гостях у друга короткий меч также вынимали из-за пояса и клали справа от себя клинком к хозяину дома.

Поворот меча рукоятью к собеседнику мог расцениваться как знак неуважения к его способностям фехтовальщика и восприниматься как вызов.

Двуручные мечи

К концу XV в. возникло множество разновидностей меча: короткие — для пеших воинов, одинаково удобные, чтобы колоть и рубить в ближнем бою, и огромные двуручные, длина которых иногда превышала человеческий рост. Двуручными мечами пользовались только сильные и умелые бойцы, охранявшие военачальника или знамя. В кавалерии предпочтение постепенно стали отдавать тяжелому мечу: им можно было наносить сильные рубящие удары. Однако, на театре военных действий все большую роль играло огнестрельное оружие, а значит, снижалось значение защитных доспехов, а вместе с ним и мечей, способных пробивать стальные латы. С закатом эпохи рыцарства прошло время меча, уступившего место шпаге.

Появление шпаги

К концу пятнадцатого столетия западноевропейские оружейники научились ковать сталь очень высокого качества, что дало возможность делать клинки менее массивными без ущерба для их прочности. Лучшие клинки изготовляли в немецком городе Золинген, испанском Толедо, итальянских Милане, Брешии. Стремление обезопасить кисть руки вызвало усложнение конструкции гарды: крестовину стали дополнять боковыми и нижними защитными кольцами, а также направленными к навершию рукояти дужками. В результате появилась шпага — с более узким и легким клинком, с короткой рукоятью и сложной гардой, прикрывавшей от ударов не защищенную латной рукавицей кисть руки.

Удары противника не парировали шпагой: если клинки сталкивались заточенными лезвиями, это неизбежно приводило к порче или поломке оружия. Отбивать удары старались ближайшей к эфесу четвертью клинка — она была наиболее прочной и негибкой, а лезвие в этом месте не затачивали. Но чаще всего защищались левой рукой, в которой держали вторую шпагу, кинжал или щит. Самым неудобным для ношения был щит. Поэтому для фехтования использовали совсем маленькие щиты — кулачники: они не прикрывали тело, но позволяли отбивать удары.

Для защиты нередко использовали и плащ, который наматывали на левую руку. Он смягчал удары, а внезапно развернув его, можно было набросить плащ на голову противника или обмотать его оружие, лишив возможности атаковать и защищаться. Специально для дуэлянтов делались «шпаги-близнецы» — две шпаги, сложенные вместе в ножнах. Сражались ими, взяв по шпаге в каждую руку или разделив между соперниками, чтобы их клинки были совершенно равными.

Но самым распространенным оружием для левой руки являлся кинжал. Он назывался дага и предназначался не только для отражения ударов, но и для атаки. Дага становилась незаменимой, если противник, отбросив шпагу, пытался прибегнуть к приемам борьбы или сражаться на короткой дистанции.

Рапира

 

Магия оружия

До середины XVI в. итальянская школа фехтования отдавала предпочтение рубящим ударам и бою на короткой дистанции. Но один из мастеров, Камилл Агриппа, в своем трактате доказал превосходство техники укола над рубящей техникой. Действительно, взмах руки для удара открывает корпус фехтовальщика, делая его уязвимым; укол требует меньшей силы, его легче нанести и труднее отразить. Очевидные преимущества новой манеры фехтования привели к тому, что мастера-оружейники начали совершенствовать шпагу, усиливая ее колющую функцию. Так появилась рапира.

В Испании на рубеже XVI-XVII вв. начали изготавливать рапиры с большой круглой гардой, напоминавшей чашу кубка. Эта рапира с защитной чашей, иногда походившей на небольшой щит, стала излюбленным дуэльным оружием в эпоху короля Генриха IV. За десять лет его правления во Франции на дуэлях погибло свыше четырех тысяч дворян. Удар острием рапиры оставлял в теле маленькое отверстие, но ранение чаще всего оказывалось смертельным: противник умирал от сильного внутреннего кровоизлияния. Гарда рапиры нередко была столь велика, а клинок так длинен, что дворяне не носили ее на поясе, а крепили вдоль седла или поручали заботам слуг-оруженосцев.

Совершенно непригодная для употребления на войне, рапира использовалась только на дуэлях. Церковь, выступая против поединков и наказывая их участников, пыталась запретить рапиры. Так, в Англии в годы правления королевы Елизаветы не разрешалось носить шпаги, длина клинка которых превышала один ряд (примерно 0,9 м). Стража, ходившая по городским улицам со специальной меркой, проверяла длину шпаг, и если она превышала норму, то конец оружия обламывали.

Пистолеты вместо шпаг

Со второй половины XVIII в. холодное оружие утрачивает роль главного дуэльного оружия, все чаще для решения вопроса чести выбираются пистолеты. Ведь если в поединке холодным оружием победа достается более искусному фехтовальщику, то в дуэли на пистолетах даже у плохого стрелка есть шанс одолеть более меткого соперника: любая случайность может повлиять на полет пули. В таком поединке главное не победа, а участие, не превосходство в искусстве владения оружием, а стойкость и храбрость перед лицом смерти – дулом наведенного пистолета.

Парировать и колоть

В конце XVII столетия был создан новый тип клинка безукоризненной формы: широкий в верхней трети, ниже он резко сужался до обычных размеров. Широкой частью парировали удары соперника, в то время, как узкий конец позволял наносить быстрые и точные уколы. Этот тип клинка стал известен как колихемарде.

Придворная шпага

Шпаги XVIII в., особенно выполненные в стиле рококо, отличались богатым декором, что было вполне оправдано, поскольку оформлялось уже не боевое оружие, а так называемая придворная шпага. Наряду с другими аксессуарами она являлась необходимой частью костюма дворянина. Приобретая шпагу, теперь обращали внимание не только на ее боевые качества, но и на дизайн, заботились, чтобы внешний вид оружия соответствовал социальному статусу владельца. Заказчик выдавал мастеру оговоренную сумму денег, а тот предоставлял различные варианты будущего оружия.

Основным материалом для эфесов были бронза и серебро. «Растительный» орнамент выполнялся в технике высокой резьбы с последующей позолотой и чернением. Роскошные эфесы шпаг изготавливались с невероятным мастерством, а некоторые технологии и приемы оформления были настолько сложны, что скорее принадлежали будущему, чем тому времени, когда эти шедевры увидели свет. Многие прославленные мастера, такие как Леонардо да Винчи и Бенвенуто Челлини, пробовали себя в оформлении эфесов шпаг.

Сабля и шашка

Сабля по праву считается одним из самых совершенных видов клинкового оружия. Легкая и удобная, она давала возможность быстрого маневра в бою. Сабельный клинок, описывая широкую амплитуду, поражал противника острием или верхней третью вогнутой части.

Турецкая сабля «клыч» или «кылыч», иранская сабля «шемшир», формы которых многие специалисты считают наиболее изящными для оружия с длинным клинком, повлияли на формирование европейского и, прежде всего, восточноевропейского клинкового оружия. Другие виды оружия, также обладавшие ярко выраженной национально-традиционной спецификой, непосредственно внедрялись в воинский обиход сопредельных государств и пользовались там популярностью. Так, ятаганы традиционной турецкой формы имели распространение у народов Балкан; кавказская шашка, постепенно видоизменяясь, стала строевым оружием кавалерийских и артиллерийских частей русской армии.

Европейские воины по достоинству оценили восточную саблю, особенно, когда на смену тяжеловооруженным рыцарям пришла кавалерия. В XVI-XVII в.в. большое распространение получили албанские баделеры, польские карабелы и венгерские гусарские сабли. Но родиной сабли все же является Азия.

Эволюция сабли была тесно связана с развитием защитного вооружения. В раннем Средневековье, когда воин носил только кольчугу, требовалось оружие, способное проникнуть сквозь кольчатый доспех. В этот период восточная сабля имела слегка изогнутый узкий длинный клинок с заостренным концом. С появлением зерцала, наручей, панциря саблю начали делать тяжелой, с усиленной елманью. Ушла в прошлое железная броня, и сабля вновь стала легче, а ее узкий клинок с более крутым, хорошо рассчитанным изгибом повысил режущие свойства оружия.

Зульфакар — одна из разновидностей восточной сабли восходит к священному мечу мусульман — Зу-л-Факару. В классическом варианте сабли этого типа имели характерный изогнутый клинок с раздвоенным концом. Это оружие не случайно названо мечом, поскольку существуют образцы зульфакаров с прямой формой клинка, как у меча или палаша, и раздвоенной в горизонтальной плоскости поверхностью. Боевая эффективность подобного оружия сомнительна. Однако мусульманская традиция относит Зу-л-Факар к одному из главных символов ислама. Согласно легенде, меч принадлежал зятю пророка Мухаммеда – Али и был непобедимым. Поэтому часто встречающаяся надпись на турецких клинках гласит: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зу-л-Факара».

Интересна судьба легендарной шашки, которая отличается от сабли наличием у шашки деревянных ножен, обтянутых кожей, с кольцом (реже с двумя кольцами) для пасовых ремней портупеи на выпуклой стороне (то есть она подвешивалась по-кавказски, лезвием вверх), тогда как у сабли кольца всегда на вогнутой стороне ножен, в XIX — нач. XX в., как правило, стальных и бронзовых (латунных).
Кроме того, шашка носилась на плечевой портупее, а сабля на поясной.

Белое оружие

В 1881 г. под руководством известного русского конструктора-оружейника генерал-лейтенанта А.П. Горлова была проведена реформа вооружения, целью которой было установление для всех родов войск единого образца холодного оружия.

За образец для клинка был взят кавказский клинок, известный под названием волчок, имевший на Востоке, в малой Азии, между кавказскими народами и казаками высокую известность как «оружие, оказывающее необыкновенные достоинства при рубке».

Холодное оружие в России носило название «белое оружие». Центром по производству белого оружия стала знаменитая Златоустовская фабрика белого оружия (термин «фабрика» был принят в литературе XIX в. по отношению к оружейным мануфактурам). В начале XIX в. Правительство России решило разгрузить оружейные заводы по выработке холодного оружия, построив для этого специальную фабрику при Златоустовском чугунно-литейном заводе на Урале. Проект фабрики был создан в 1811 г., но война с Наполеоном помешала его осуществлению, и Златоустовская фабрика была построена и пущена в ход только в 1816-1817 г.г. Изделия сразу же завоевали первое место на российских и всемирных выставках по высокому качеству стали и по художественной обработке клинков.

Выдающимся изобретателем холодного оружия был директор Златоустовской фабрики Павел Петрович Аносов, прославившийся изобретением способа приготовления булата.
«Мои клинки не уступают восточным, я рассекаю ими газовые платки и пуховые подушки», — писал он в своей работе о булатах.

Сталь булатная, сталь дамасская

История дамасской и булатной стали неразрывно связана с развитием клинкового оружия. Булат и дамаск изначально служили главным образом для изготовления сабельных клинков и мечей, хотя наиболее ценные образцы древкового и ударного оружия также нередко выполняли из некоторых сортов дамасской и булатной стали.

Дамасская сталь или, «демешковая», как ее именовали русские оружейники XVII столетия, представляла собой по сути дела результат филигранной работы кузнеца. Мастер сваривал и много раз проковывал чередующиеся слои высоко- и низкоуглеродистой стали, и на поверхности металла появлялся разнообразный фактурный узор. Так получалась качественная сталь с великолепными прочностями и режущими свойствами. С древнейших времен подобная сварочная сталь распространялась по европейским странам из крупнейшего производственного и торгового оружейного центра — Дамаска (отсюда и пошло одно из самых известных ее названий).

Дамасские клинки всегда ценились очень высоко, поскольку их изготовление относится к трудоемким производствам, требующим большого мастерства и профессиональных навыков. Не случайно со временем дорогой дамасский клинок даже стали имитировать, нанося узор на поверхность металла методом гравировки или травления.

Русские мастера прекрасно разбирались в разных сортах булата. Сабельный клинок даже без рукояти и ножен имел огромную ценность и наряду с изделиями из золота и серебра входил в число посольских даров. Очень высоко ценились турецкие и иранские клинки, выполненные из «красного булата». Многочисленные источники свидетельствуют о неподдельном интересе русских царей к булату.

Так, мастера знаменитой Оружейной палаты Московского Кремля, изготовлявшие сабли, среди которых можно увидеть образцы восточного типа, нередко использовали в работе клинки, привезенные из Турции, Ирана и других стран.

Боевой кинжал и стилет

 

Магия оружия

 

Непременным и самым распространенным атрибутом воинских доспехов и излюбленным оружием сакского воина, древнеримского сановника, гладиатора, средневекового рыцаря, японского самурая и, наконец, казахского батыра оставался кинжал, который использовали в качестве действенного наступательного оружия, и который, как правило, был вспомогательным средством атаки и самообороны.
Боевой кинжал XIII в., по сути, являлся миниатюрной копией гальштатского меча. Его отличали простое перекрестье с киллонами и навершие в виде полумесяца или кольца.

В XIV в. форма кинжалов несколько усложнилась: клинки плавно сужались к острию, небольшая, простая крестовина защищала руку, а рукоять венчало узкое навершие. Черен рукояти изготовлялся из дерева и имел сквозное отверстие, в котором плотно фиксировался хвостовик клинка.

Один из основных типов кинжалов — стилет или стилетто — появился в Италии в конце XVI в. У этого кинжала был узкий клинок треугольного или прямоугольного сечения, заточенный лишь на острие (стилет предназначался исключительно для нанесения колющего удара), крестовина с короткими киллонами, декорированный спиральным рельефом и обвитый проволокой черен рукояти. Стилет легко скрывался в складках одежды и потому использовался как потайное оружие. В бою его узкий клинок проходил сквозь щели доспехов. Некоторые стилеты служили артиллерийской меркой для расчета количества пороха, необходимого, чтобы зарядить пушку. Для этого на клинке вырезали ряды линий и цифр.

Оружие мужчин

С глубочайшей древности клинок, в первую очередь меч, служил знаком власти, маркером социального статуса, атрибутом мужчины. Например, в Непале меч кхадга с широким, чуть изогнутым, лезвием, имеющим скос в верхней части, считается символом царя, и именно в таком качестве жрецы проносят его на празднике Индра-джатра. Оружием янычар и атрибутом власти является турецкий ятаган. В Японии владение мечом, в первую очередь мечом катана, относится к числу исключительных привилегий самураев.

Наиболее характерной половозрастной принадлежностью монгольского мужчины являлся пояс, непременным элементом которого был нож хутга, а поясной набор мужчины-воина включал три режущих предмета разного назначения — меч, нож и небольшой специальный клинок для заточки стрел. Лишиться этого пояса считалось позором для мужчины и воина, а снять его и надеть на шею — символом величайшего унижения.
Особую роль клинки играли в Индии, где они служили важнейшим атрибутом и знаком власти, признаком высшей кастовой принадлежности воинов-«посвященных»: кшатриев, раджпутов и сикхов. В культуре сингалов (Шри-Ланка) воплощением царского достоинства и власти были копье и меч, а кинжал и сегодня остается символом мужественности, царственности, аристократизма. У непальцев сугубо мужским символом считаются клинки, которые носят в единых ножнах: нож кукри, нож кард и тупой нож для высекания огня – гакмак.

В средневековой Европе меч выступал в качестве ритуального орудия смерти и как «инструмент» палача, причем жесточайшее табу накладывалось на применение этого меча в любых других целях, включая, военные.

 

Запреты и ритуалы

В верованиях почти всех народов нож ассоциировался с убийством живых существ и кровопролитием, с ним связывались и определенные обрядовые запреты. Например, в Монголии нельзя было проводить лезвием ножа над пламенем очага, чтобы не отсечь «голову» огня, ведь очаг олицетворял чистую стихию огня, средоточие семьи, семейного благополучия и воспринимался как женское божество.

Обычай держать клинок в ножнах или замотанным в ткань, а также запрет показывать в направлении человека лезвием существовали в Средиземноморье, на Кавказе, Ближнем Востоке, в Средней Азии, Индии и Непале, у индейцев Южной Америки. В Непале во время церемонии, посвященной богине Индрани, жители проносят перед ее изображением меч, завернутый в ткань, в знак того, что шествие идет с мирными целями.

В некоторых культурах с клинками была связана обрядовая практика предания врага символической смерти. Так, на острове Ява ударом криса протыкали след противника. Преломление меча (клинка) над головой обрекало человека на «социальную» смерть. Подобный обряд лежит в основе «гражданской казни», которой в России подвергались декабристы, петрашевцы, Ф.М. Достоевский.

Обрядовое проклятие, бытовавшее в ряде регионов Кавказа и Средиземноморья (например, на Сардинии), в Черногории и Боснии, также было связано с клинками.

Практически у всех народов мира клинки играли важнейшую роль в древних обрядах жертвоприношения. У народов нага орудием жертвоприношений был нож Дао, но лишь для буйвола, которого разрубали на части. Других животных, например, свинью, убивали только орудием из бамбука или камня.

Пережитком древних жертвоприношений считается обычай «казни петуха», еще в начале XX в. встречавшийся в свадебных обрядах чехов, словаков, австрийцев.

В Непале обряд преклонения предкам предполагал многочисленные жертвоприношения животных — петуха, барана, голубя — которых приносили в жертву ножом кукри. В Монголии только ножом хутга в ритуальных целях резали барана, следя за тем, чтобы кровь не попадала на землю. Именно боевые ножи применяли в обряде жертвоприношения знамени, совершаемом во время военных действий.

Мусульмане, принося в жертву то или иное животное (например, барана в Курбан-байрам), пользуются в качестве жертвенных обычными ножами, которые приобретают узкообрядовые функции, поскольку в других ситуациях их уже не применяют. В Туркмении для этого предназначались только ножи пчак с «гастуком» и «каблуком» из меди или бронзы — лишь они считались ритуально чистыми, обеспечивающими «чистоту» мяса жертвенных животных.

В иудаизме, где существует обряд обескровливания мяса перед употреблением в пищу, животных и птиц убивают так называемым ножом для шхиты — специальным клинком лопаткообразной формы. Кроме того, само разделение пищи на кошерную – разрешенную, и трефную — табуированную к потреблению, равно как и наличие запретов на смешение определенных видов пищи, привело к закреплению узкообрядовых функций за приборами, в том числе ножами: лезвие, которым режут трефную пищу, изначально нечисто, в силу чего его невозможно использовать «в работе» с кошерной пищей; для этого существуют специальные кошерные ножи.

Оружие, в течение многих столетий, игравшее важную роль в разных сферах жизни общества, в значительной мере определяло культурный «портрет» эпохи. Оно было незаменимо в парадном церемониале и на охоте, на турнирах и спортивных состязаниях, являлось почетной наградой, непременным атрибутом офицерского мундира и парадного костюма. Богато украшенным оружием оформляли дворцовые и усадебные интерьеры, охотничьи замки.

Помимо художественной и материальной ценности (использование золота, серебра, алмазов, других драгоценных камней), образцы дарственного и наградного оружия представляют огромную историческую ценность, являясь уникальными памятниками славных боевых традиций прошлого.

 

Железо обладает магическим свойством притягивать мысли и желания. По лезвию ножа можно мысленно отправить просьбу Высшим силам. Этим его свойством пользуются колдуны и целители, которые умеют ножом «отрезать» от человека несчастья, болезни, порчу и сглаз.

В старину воин почитал и берег свой меч как самого себя. Нередко в рукоятки колющего оружия закладывали образа или частички святых мощей. Так нож или кинжал делался еще более мощным оберегом.

Но и обычный нож может стать вашим защитником, преградить путь в дом злым силам. Женщинам нож поможет в любовных делах. По острию ножа ваши мысли о человеке и любовь попадут в еду, которую вы готовите для жениха или мужа, и вызовут в нем ответные чувства. Ведь нож у хорошей хозяйки — продолжение руки, а рука действует по велению ума и сердца.

Для использования в магических ритуалах и обрядах нужен особый нож. Использовать тот, которым вы пользуетесь каждый день, не стоит. Купить магический нож, который знахари называют Атаме, можно в любой день. Но сложность заключается в том, что не только вы должны выбрать нож, но и он должен выбрать вас.

Ручка у ножа может быть какая угодно, а лезвие обязательно стальное, заостренное на кончике. Если какой-то нож привлечет ваше внимание, обязательно возьмите его в руку. Если почувствуете, что рукоятка сама легла в ладонь, а на ощупь она сухая и теплая, то берите, не раздумывайте. Это ваш нож, и он вас выбрал.

Когда будете входить в дом с новым ножом, остановитесь на пороге, повернитесь спиной к комнате, а лицом к улице, и в воздухе начертите ножом крест. После этого ни одно злое слово не проникнет за ваш порог. Это самая простая защита, но самая верная. Обязательно сразу же помойте нож сначала в соленой, а потом в проточной воде.

Нож не должен лежать без дела. Поэтому хранить его нужно вместе с остальными ножами, что есть в доме, и обязательно им пользоваться. Иначе он потеряет свою силу. Время от времени магический нож нужно точить, при этом приговаривать:

«Господи Боже мой, я, раб(а) Божья (ваше имя), перед тобой. Я прошу меня укрыть, оберегом сохранить и от зла оборонить. Вся ангелы, вся святая рать станет Богу помогать и меня оборонять. Встаю я, раба Божья (ваше имя), под ваш щит, он меня сбережет и сохранит. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Магическим ножом можно резать продукты, но не всякие. Лучше никогда не резать мясо, птицу и рыбу, а то нож напитается кровью и будет творить черные дела, не просто защищать вас от врагов, но и мстить им. Не берите грех на душу.

Женщины же пусть берут магический нож в руки, когда готовят семейную трапезу или еду любимому человеку. Тогда семья будет крепкая. Режьте таким ножом хлеб, овощи и фрукты, и в вашем доме всегда будет достаток.

Ритуал от врагов

Если вашей семье что-то или кто-то угрожает, если вы знаете, что недоброжелатели хотят принести вам вред, наслать порчу или болезнь, поступите так.

Возьмите два новых длинных ножа и встаньте лицом к северу. Бейте лезвием одного ножа по лезвию другого и повторяйте 7 раз такой заговор от врагов:

«Острое острым порублю, дурное дурным загублю, все, что против меня, к противнику возвратится, на меня не обратится. Сила в руке моей, власть в руке моей на веки вечные и на все времена. Именно!».

Спрячьте ножи в тайное место и не используйте их ни для чего другого, кроме как для этого обряда, когда в нем возникнет необходимость.

 

Япония. Катана – легенда холодного оружия

 

Магия оружия

В стране Восходящего Солнца существует культ меча появившийся в глубокой древности. Издревле считалось, что существуют Три Священных Сокровища: Священное Зеркало, Меч и яшмовое Ожерелье.

По преданию богиня солнца, Аматэрасу, считающаяся родоначальницей японской императорской семействе и всего японского народа, отправила собственного внука Ниниги-но-микото с неба царствовать на Земле. Отправляя его, Аматэрасу вручила ему три предмета, три священных сокровища, чтобы никто не сомневался в его божественном происхождении: 1. Ята-но кагами – зеркало больше пядени; 2. Амэ-но муракумо-но цуруги – клинок небесных густых туч, имеющий еще второе имя: Кусанаги-но цуруги – «Клинок – коситель травы»; 3. Ясакани-но магатама – сияющая изогнутая яшма.

Эти вещи считались самые ценными и они заставляли людей благоговеть перед ними и оказывали влияние на них. Уже один тот факт, что клинок отнесен к этим вещам, показывает что японцы относятся к мечу не только как к оружию.

Для них он есть олицетворением души, знаком доблести, чести и храбрости. О нем слагались стихи, легенды и притчи. В самурайских семьях клинок являлся фамильным наследством передаваемым много поколений.

Клинок есть принадлежностью синтоистского культа, что также делало его особенным предметом. По синтоистским канонам считается, что все предметы имеющие отношение к всевышнему должны владеть тремя необходимыми качествами: чистотой, редкостью и ценностью.

Спокон веку считалось, что клинок владел данными качествами полностью. Согласно легенде богиня Солнца Аматэрасу подарила собственному внуку клинок и отправила его на землю для отправления и правления честного суда.

Будучи, по собственной сути, боевым оружием клинок также часто являлся святыней украшающей храмы и предметом пожертвования всевышним. Первое такое знакомое нам сейчас подношение относится летописью к III веку.

В течение многих столетий клинок был одним из главных видов оружия самураев — опытных солдат в средневековой Японии. Даже своевременно Первой и Второй Мировых войн мечи носились офицерами японской армии, полиции и флота.

С установлением в 1603 году Сёгуната Токугава военное мастерство как мастерство «победы любой ценой» отошло в прошлое. Оно стало самодостаточным мастерством спортивного соревнования и самосовершенствования.

Поэтому в это время самурайский клинок начал считаться «душой самурая». Он затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона помогает собственного рода «щитом» на протяжении фехтования.

МЕЧ — это символ защиты, покровительства и успеха, он оберегает от зла, отводит несчастье. Специально для торжественных случаев многие покупают кинжалы «танто» и короткие мечи «вакизаши», они более доступны по цене и могут, иногда, заменить катану во время церемонии. Традиционно меч является одной из трёх императорских регалий (другие две — это круглое металлическое зеркало и украшение в форме запятой), называется он «тсуруги» (tsurugi) и имеет треугольное острие.

Вера людей в духовную силу японского меча, способную защитить, меч, ставший символом доблести самурая, — это также и культурная традиция. Обладание катаной придает владельцу уверенность в себе, повышает его самооценку.

Когда держишь меч в руках, физически ощущаешь тот огромный заряд энергии, которую он сообщает. Невольно веришь, что перед тобой живое существо, и становятся явью древние сказания о катане. Такова сила искусства и волшебства.

 

Атам

 

Магия оружия

В культуре различных народов нож играет значительную роль. Являясь зачастую обязательным элементом одежды, нож участвует в обряде инициации (получение в определённом возрасте своего ножа означает признание совершеннолетия, дееспособности человека). Нож сопровождал человека от рождения до смерти (и иногда после неё в загробном мире). В колыбель младенцу клался нож в качестве оберега. В захоронениях различных эпох и народов находятся ножи.

У воинов многих славянских народов, был обычай обмена своими засапожными ножами, в честь родства по духу, а не по крови.

В Финляндии известен такой способ сватовства: молодой человек вкладывает свой нож в ножны девушке, если девушка не вынимает нож, назначается свадьба. На Филиппинах нож (крис) мог замещать своего хозяина на пиршестве.

Агнец из просфоры в ходе православной литургии вынимается специальным ножом — копием, относимым к богослужебным сосудам.

У многих народов известны ритуальные ножи для жертвоприношений. В Японии существовал специальный нож (кусунгобу) для совершения ритуального самоубийства (сэппуку). Особым ножом совершается обрезание. Одни из первых рунических надписей в магических целях выполнены на ноже.

Современная неоязыческая религия различает два вида ритуальных ножей: атам и болин.

Ата́м, Ата́ме, Атха́м — магический ритуальный нож, применяемый в современных языческих ритуалах для аккумулирования и хранения магической энергии. Основные функции атама — управление энергией, её накопление; начертание магических и священных кругов, внутри которых ведьмы или маги проводят ритуалы, в частности пентаграмм, рун, магического круга вокруг специального алтаря. С помощью атама благословляют, очищают вино и пищу, заклинают и контролируют демонов, другие сущности внутри круга.

Атам — обоюдоострый кинжал с чёрной рукояткой. Древнейшие традиции связывают атам со стихией Огня.

* Черный цвет поглощает энергию. Когда нож используется в ритуальном действии для направления энергии, часть этой энергии поглощается рукояткой для дальнейшего ее использования.

* Нож с белой рукояткой — Болин – противоположник Атама. Выполняет функции обычного ножа, как рабочего орудия и тем отличается от чисто ритуального магического ножа. Белым ножом вырезают магический жезл, рубят священные травы, наносят изображения различных символов на свечи, предметы из дерева, глины, воска, также разрезают используемые в магических целях веревки.

Такой нож имеет белую рукоятку, чтобы отличать его от магического собрата. С другой стороны, хотя такой нож и используется по своему прямому назначению (для разрезания), использовать его в каких бы то ни было целях кроме магических не желательно.

Некоторые колдуны-традиционалисты диктуют, что белый кинжал может использоваться только в пределах магического круга. Это необязательное ограничение.

Атам представляет собой индивидуальную волю ведьмы, и ведьмы пользуются им, чтобы направлять поток энергии во время ритуалов и произнесения заклинания. Согласно некоторым традициям, атам считается единственным орудием, по — настоящему нужным ведьме, чтобы творить колдовство и направлять энергию.

Атам, несомненно, самый агрессивный на вид из всех колдовских инструментов, имеет родство с энергиями Марса, римского бога войны.

Обычно длина атама составляет 25 см от основания до кончика лезвия, и он может быть сделан из любого металла (хотя ведьмы предпочитают высокосортную сталь). Серебряные лезвия обладают дополнительной ценностью, поскольку этот металл связан с Луной и богиней.

Получение атама

Большинство современных ведьм покупают атамы. Было бы очень хорошо, если бы вы, прежде чем покупать атам, выяснили, какие металлы входят в состав лезвия:

Серебро / Луна: психические силы, интуиция, поток, женские мистерии, богиня, коллективная воля.

Медь / Венера: мир, спокойствие, гармония, счастье, материальный мир, красота, богатство.

Олово / Юпитер: процветание, расширение, рост, плодотворность, успех, развитие.

Железо / Марс: энергия, движение, изменения, направление, индивидуальная воля, сила, власть, мужские мистерии, бог.

Золото / Солнце: успех, достижения, окончательное знание, единство, божественное, вселенские мистерии.

Просмотрите список металлов и их магических ассоциаций. Запомните их, а затем решите, какие металлы вам хотелось бы иметь в лезвии своего атама.

• Торговаться относительно цены на атам или любой другой магический инструмент означает снижать эффективность и качество магии.

• Атам должен быть новым; его лезвие не должно использоваться ранее ни для каких целей; не покупайте атам в антикварных и комиссионных магазинах поскольку очень важно знать историю лезвия своего атама.

• Ваш атам не должен знать вкуса крови; ведьмы говорят, что если атам хотя бы раз пустил кровь, он становится бесполезным с точки зрения магии.

• Как правило, обе стороны лезвия атама и его кончик должны быть острыми.

• Длина и форма атама не влияют на его возможности.

• Используйте атам только для перечисленных ниже целей: благословить стихии, освятить другие магические инструменты, создать ритуальное священное пространство, направить магическую энергию и пробудить духовные силы во время ритуала.

В неоязыческой религии Викка атам используется как вспомогательный прибор, обязательный атрибут молитвенного алтаря. Считается, что атам накапливает магическую энергию, самостоятельно или с помощью владельца, и передает её символам, которые жрец чертит вокруг алтаря. Любой обряд виккане проводят в защищенном магическом круге, который сразу по завершении ритуала «разрушают».

Магия оружия
В Тибете был распространен особый вид трехгранного ритуального ножа – пхурба ( существуют и другие значения — Кила) . Такие ножи были из металла, а на рукояти ножа были изображены три головы тибетского божества дхармапалы.

Кила ( пхурба) (санскр.. कील kila IAST; тиб. ཕུར་བ, Вайли phur ba; «кол» или «гвоздь») — ритуальный кинжал или кол, обычно имеющий форму рукоятки в виде трех голов гневного божества и трёхгранную форму клина, вероятно предназначенный для закалывания жертвы во время обрядов (по некоторым данным, использовался в качестве гвоздя для привязывания ритуальной жертвы, но также есть иные версии предназначения). Предмет берет свое происхождение ещё с ведической эпохи (возможно и доведической), но позже нашёл предназначение в контексте тибетских версий буддизма и тантры.

В контексте тибетского буддизма, Пхур-Бу (от тибет. «колышек» или «гвоздь») — ритуальный кинжал, используют для изгнания злых духов. Рукоятку кинжала с трехгранным клинком увенчивает лошадиная голова свирепого охранительного тибетского божества Хаягривы. Пхур-Бу также украшают «узлами» бессмертия, головой макары — чудовища с туловищем крокодила — и сплетшимися змеями. Ритуальный кинжал используется для заклинания и истребления демонов следующим образом: заклинатели наносят им колющие удары, повторяя основную мантру «хум», материальным воплощением которой является данный кинжал.

Пурба символизирует разрушение всех концепций и привязанности к собственному «я», а также представлений о иллюзорности реального мира. В некоторых специальных ритуалах тантрического Буддизма, пурба используется в качестве оружия для подчинения сил, противоборствующих учению. С помощью пурбы практикующий йогин их символические образы буквально пригвождает к земле.

Тантрический кинжал используют в буддийских ритуалах, эзотерических обрядах и в шаманстве. Иногда он был украшен «узлами» бессмертия, головой макары – чудовища с туловищем крокодила – и сплетшимися змеями. Рукоять кинжала выполнена в виде «ваджры» — символа грома и молнии. В шаманизме пхурба ассоциируется с «Осью Мира» или «Мировым Древом». Клинок состоит из трех лезвий, расходящихся от основания под углом в 60 градусов и сходящихся в одну точку на его острие. Это символизирует три мира, соединенных вместе, преодоление и отсечение трех основных ядов: неведение, страсть и ненависть, и также означает контроль над тремя временами: прошлым, настоящим, и будущим. Треугольная форма клинка представляет элемент огня и символизирует гневную активность. На каждом из трех лезвий особо сильных кинжалов (вдоль средней линии) изображали змей. Это Кундалини — символ духовной энергии. «И в этом мире, и в мире ином все подвластно кундалини» — говорится в эзотерических тайных текстах Древнего Востока.

В ритуале с Пхурпой, практикующий сначала медитирует, читает определенные мантры, и затем приглашает божество войти в Пхурбу, а впоследствии, с помощью концентрации на кончике Пхурпы, он визуализирует метание кинжала с целью уничтожения и покорения злых духов. Во время ритуальных процессов нож также вертикально втыкают в землю или чашку с рисом, солью, дабы обрести защиту верующего и его разум от злых нападающих духов.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии