Начиная от рождения и до самой смерти, рушник сопровождал всю жизнь славян. На чистый белый рушник, или просто полотно, которое называлось крижмо, принимали маленького ребенка, что символизировало чистоту новорожденной души. Длинный прямоугольный кусок ткани всегда у наших предков означал дорогу, путь, который ведет человека, помогает ему жить. Так же в дальний путь провожали душу, спуская тело покойника в яму на рушниках или холсте. Как и в случае с крижмом при рождении ребенка, тело покойного заворачивали в саван из чистого, выбеленного полотна, желая ему дальнейшей светлой дороги в звездных мирах.
На протяжении всей жизни человека сопровождали рушники. Они помогали во время календарно-обрядового годового цикла в разных работах, праздниках, обрядах. Еще задолго до христианских времен люди развешивали ткани и вышитые полотенца в священных рощах и дубравах, где происходило их общение с Богами. Ведь вся природа — их творение. Полотенца были своеобразными медиаторами, т.е. посредниками между Богом и Человеком. Те коды, ключи, наносились на полотенца, благодаря линиям и цветам, помогали людям общаться с миром невидимым, который населен разнообразными духами. Эти духи, принадлежащие к четырем стихиям — Огня, Воздуха, Земли и Воды, совокупно строят все живые формы, в том числе и человека, как физическое существо. Поэтому информация об этом была известна нашим предкам, и они общались с духами, привлекая светлых, или добрых для жизни и отпугивая злых.
Философ и математик Платон говорил, что Бог действует по геометрическим линиям. И действительно, орнаменты, наносились на полотенца, так же, как и на одежду, структурировали окружающее пространство в желаемый, комфортный для жизни человека состояние. Только в первом случае структурировалось пространство помещения, или той среды в природе, где находился рушник, а во втором — пространство вокруг человека или его аура. Мы часто употребляем понятие атмосфера дома. Она может быть теплая, дружелюбная, а может быть холодная, чужая. Вот собственно полотенца и делали эту атмосферу теплой, насыщенной невидимыми, но такими необходимыми флюидами.
Полотенца использовались, учитывая их большую силу, магию, или, выражаясь современным языком, действие в различных жизненных ситуациях. Старые полотенца XVIII веков свидетельствуют о том, что красота полотенца оставалась на втором плане, а на первый — выступала его сакральная, ритуальная функция. То есть в первую очередь надо было нанести определенную символику, орнамент, соблюдая при этом также соответствующие условия. Какие именно, поговорим ниже.
Уже в XIX веке, когда начинается разрушение мировоззрения и мировосприятия, когда цивилизация начала наступать со всеми благами, упрощая не в лучшую сторону жизнь человека, это отразилось на внешнем виде рушников. Они становились все пышнее, вышивание заполняло все пространство полотна, пока вообще не произошла подмена старых сюжетов новейшими, чужими — натуралистическими изображениями цветов, барочных форм, вышитых крестиком.
Но вернемся к золотому веку славянских рушников. Из того, что удалось зафиксировать этнологам течение 2-й половины XIX и всего XX века, вырисовывается панорама широкого применения полотенец кроме перечисленных обрядов. Известны Однодневные рушники, которые ткались, вышивались за одну ночь — от заката до восхода Солнца. Такие полотенца изготовлялись женщинами по многим проблемам, которые возникали в семье, сельской общине и т.д. Это могла быть болезнь кого-то из родственников, которого надо вылечить, а травы и другие методы не помогают. Или вышивали рушники женщины всего поселения, когда их мужья находились в это время на войне. Обережные. Изготавливали рушники во время эпидемий различных болезней, как среди людей, так и среди домашних животных. Как правило, такой рушник делался в одном доме, куда собирались женщины в нечетном количестве. За всю ночь между ними не произносилось ни слова, все были сконцентрированы на работе и проблеме, которую мыслями каждая женщина решала и вкладывала свою долю энергетики. Составные энергии. собранные воедино, очевидно, делали такой рушник уникальным по силе своего воздействия.
Рушники всегда висели в углу, святом месте, где собирается вся семья на трапезу, освящая ее молитвой. По сути полотенца выполняли роль тех же святых образов. С введением христианства они не исчезли, а начали сосуществовать с иконами, служа для них украшением. Наверное с тех пор стало умаляться значение полотенца, сводясь лишь к его декоративной функции.
Сохранился также обычай при постройке дома, последнее стропило на завершение крыши заносить на полотенцах, затем младший из мастеров должен поставить на вершину крыши венок — букет из веток березы или дуба (не сухие ветки, а свежие, потому что может погибнуть род), вместе с цветами , связанные полотенцем, которое для этой цели вышивала будущая хозяйка дома. В наше время в некоторых районах Галичины его заменяют цветной лентой, которой связывают виху. Применялись также небольшие по размеру так называемые «хлебницы «, в которые заворачивали хлеб. Их украшали по краям двумя небольшими полосками орнамента. Порой хлебницы красиво вышивали и посередине, а их края завершали узенькими полосками орнамента.
На рушнике, вышитом светлыми, веселыми цветами, без всякого черного стежка, несли ребенка до крещения. Крестная мать готовила его заранее, а заворачивая в него младенца, приговаривая «красную дорогу новорожденному, чтобы жизненный путь был такой же светлый и добрый, как тот рушник. После крещенской купели ребенка опять заворачивали в полотенце, а поверх него каждый из крестных родителей непременно клал крижмо — золотую или серебряную монету с пожеланием благополучия. Этот рушник нельзя было никому передаривать. Считали, что, так может сломаться дорога в жизни. В первой половине XX века вышитый рушник заменили на чистое белое полотно, которого должно быть нечетное количество метров. С того полотна этому ребенку шили рубашки или платья и т.п.
Наиболее известно и широко использовался рушник в свадебном обряде. Этнолог София Терещенко зафиксировала в начале XX века за время свадьбы использование рушников около 20 раз. Действительно, свадьба — это праздник, к которому семья готовилась заранее, и девушка заранее вышивала для этого приданое, в том числе и полотенца, имея достаточно времени. Поэтому именно свадебные полотенца, представленные в музейных собраниях, больше и богаче вышитые. К сожалению, в прошлом этнологи мало обращали внимание на семантику полотенец в определенном ритуале во время свадьбы. Опять же из-за того, что рушнику как бы отводилась роль украшения.
Богатую культуру вышитых полотенец мы видим на Среднем Приднепровье — регионе, который с разных точек зрения по праву называют сердцем Украины.
Для того, чтобы иметь готовый вышитый рушник, надо приложить много усилий и труда. В первую очередь — это прядение нитей и ткачество полотна для полотенец. Рушник был святой вещью, и к нему относились с уважением. Об этом свидетельствует тот факт, что для вышивания бралось лучшее, тонкое, самое белое, наилучшего качества полотно, покупались очень дорогие красные нити. Мы видим на старых полтавских, киевских, черниговских полотенцах богатство красного цвета, в то время, как в вышивке рубашек, например, употребляли красные нити гораздо меньше.
Видов рушников существовало и существует немало. По мере возможности я постараюсь в цикле статей рассказать о способе их изготовления, о видах орнаментов, о том, как и где применялись рушники. А так же, как мы можем применять их сейчас, как в магической практике, так и в повседневной жизни для того, чтобы наша семья была крепкой и богатой, а жизнь — более гармоничной.