Настоящая верба в числе народных обычаев – это букетик из веточек вербы и можжевельника, и люди издревле верят, что эти первые весенние растения обладают магической силой.
По верованиями давних славян, верба — Бог дерево, символ не только Мирового дерева, а и чрезвычайной жизненной силы, так как имеет способность развиваться без корней. Противопоставляется сосне и дубу, которые не всегда могут выдержать бурю; вербовые же ветви благодаря своей гибкости остаются целыми. Верба – одно из самых сильных и живучих растений, именно о ней говорят, что даже если ее ткнуть в землю корнями вверх, она все равно приживется. Плюс – распускается самая первая по весне.
Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то, что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования.
Кукла Вербная бытовала в Калужской губернии. Когда детей накануне праздника посылали в лес за веточками вербы, мать делала несложную куклу и давала детям с собой. Дети несли куклу и вербу вместе; считалось, что куколка помогает детям, оберегает их и показывает дорогу домой.
Считалось, что кукла освящает вербу. Какое-то время дети играли ей, а после убирали в свой сундучок.
Эти веточки вербы использовали в целительских обрядах и ставили до праздника Троицы в доме. Вместе с куколкой они и стояли на видном месте и оберегали дом от напастей и болезней. Если заболевал кто-то из семьи, можно было отвязать вербочку от пояска и похлестать больного, выгоняя болезнь.
Из старинных традиций и сейчас ещё сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освящённой веткой вербы.
Верба — в народной культуре символ быстрого роста, умножения, иногда плодородия. Жители сербского Баната 6 мая в день Даждьбога, бога плодородия и солнечного света, живительной силы (у христиан – Юрьев день, кто запутался ) опоясывали вербой детей и слегка били их вербовыми ветками, «чтобы они росли, как верба». Первые остриженные волосы у маленького ребенка (особенно у девочки) клали на вербу, чтобы волосы росли быстро и косы у нее были длинными. Восточные славяне, стегая друг друга вербовыми ветками в Вербное воскресенье, среди прочего, желали: «Будь здоров, как вода, расти, как верба»
По одному из вариантов языческого календаря:
1 мая-Родуницы, Рожаницы.
Зажигали 12 костров. Поминальный день духов предков. Вспоминали их Любимые песни, шутки, ели, пили, рассказывали забавные Истории, устраивали состязания (4-я пятница). В этот же день отмечали праздник Перуна. Коли погоже, уборка хлеба пригожа. Когда то именно в этот день был праздник вербы, ей ломали, ею встречных парней — парубков били, лихорадок, болячки, неудачи, плохую жизнь с людей прогоняли. Надо было прут вербы от листьев отбить. А на самом деле, девчата смотрели, кто из парней как себя при этом ведёт, смеётся ли, сердится ли. Хотя орать нельзя было, надо было своё молодчество показать. Не осрамится перед девчатами. Иначе сраму не избежать на целый год, потешаться станут.
«Верба хлёст,
Бей до слёз.
Будь здоров,
Будь удачлив,
Будь счастлив,
Будь красив,
Быстрый как лоза,
Рости не ломайся,
Матери и отцу поклоняйся!»
В это время народ проводил обряды для здоровья, и в этих обрядах тоже принимали участие и куклы.
Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот.
Лицо и руки куклы делались из красной ткани, что олицетворяло возрождение.
Ее цвета должны быть приближены к цветам вербы. В ручках кукла держит три веточки вербы. На личике можно выплести тоненький крестик.
Оберег (мотанка) Вербная, несущая писанку или веточку вербы,- является олицетворением Богини Лады. Богиня Лада является покровительницей Рода, символом его бесконечности, обеспечивала связь времён и поколений, отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, пожаров, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай.
По преданию писанки (символизирующие источник жизни и жизненной энергии),- это звёзды, рожденные ЛАДОЙ-Богородицей. Писанки так же ассоциировались с цветами вербы,- благодаря пушистости, они олицетворяли не только растительный мир проснувшийся/воскресший после зимы, а постепенный переход из серого цвета в золотисто жёлтый символизировал воскрешение солнца и всей жизни!
Её дарением скреплялось родство, дарить её — значило большую честь оказывать. Через неё шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению.
Не разрешалось дарить её тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарилась так же и тем, с кем семья не желала иметь родства…
Она хранилась на почётном, видном, но недоступном для «чужого» человека месте.