Зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель. Но, пожалуй, самые оригинальные и простые куклы – из репейников. Колючие головки соединялись в человеческую фигуру.
Вид удмуртских кукол – тренога (зольная кукла также может изготавливаться на основе треноги). Для ее создания нужна сосновая или еловая ветка с тремя разветвлениями. На ось надевается одежда, из тряпиц делается голова и руки. Бытовали и крестовые куклы. А крест из веток одеть еще легче. И куклы-закрутки, и куклы-треноги могут быть использованы для излечения. Но для этого они должны быть сделаны из вещей больного. Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека.
Зольная кукла (этнографический сбор)
«..Встретила я Матрену Дмитриевну в поезде, ехали в одном купе в город Тюмень. А она живёт в Новосибирской области. Я ехала на семинар по народной кукле и все думы мои были о предстоящем событии. Потому я и спросили свою соседку, когда разговорились, делала ли она куклы в детстве. На мой вопрос она ответила, что ничего такого не припоминает. Слово за слово, разговор покатился совсем на другую тему и коснулся простых бытовых воспоминаний о топке печи, о том, что печь чаще дровами топили, хоть и угольный край, тогда плохо было с углем…И прямо, без перехода говорит: «Слушай, а куклы с древесной золы мы делали». И стала говорить, что и как было, а я вот что записала:
«Из золы тоже мы делали. Во всех тряпочки свои были. В тряпочку золы насыпали, только сеять надо, чтобы камешков не было. Наберешь древесной золы, в тряпочку насыпешь, и это место передавишь (на шею показывает) и к бороде палочки. Выстрогаешь и заматываешь. Прямо поставишь, она крепкая и не выдернешь. Это длинно (на тело показывает), там делаешь как ноги.
Шея не болтается, голова не болтается. А две палки, чтобы ноги. С ваты титечки и платье еще выкраивали, шили. На голову со льна или конопли пришиваешь волоса. Лицо рисовали, друг от друга учились. Долго с куклами этими возились.
Золу из печки брали, насыпешь в тряпочку золу и в воду макаешь. Она намокает и сожмется, как камень делается, придавишь, чтобы поплоще было. Сзади круглая, а спереди поплоще, так вот (на лицо показывает). Еще шишечку делали, если надо. Когда делаешь, выдавишь шишечку, ниткой обовьешь. Это когда еще не застыла. Платок наденешь.
Играли так: она у своей бани, я у своей. И в гости приезжаем: конопли наберешь, маку полный подол и это угощаешь.
Сестренка раз сделала. Отец с работы пришел, спал (показывает — сидит, опершись на руку). А она куклу — мужика делала. А не было тогда ничего. И она со спины рубахи и выстригла кусок, и усы тоже (а усы у отца были большие, пышные). Клейстер с картошки наварила, прилепила усы. Потом отец проснулся: «Ах, ты, что наделала». Потом на рубаху-то заплатку обратно поставили — не было лишнего.
А еще мода была кукол-то ставить на окно. А у нас окно расколото было. Прихожу домой, а куклы-то нет. Я в слезы, да искать. Пошла к подружке, а они на окне у ей. Я зашла, всех в подол сгребла и пошла домой: раз она так, и я так. А ее мать — навстречу, говорит: «Мотя, ты чего здесь?» Я ей рассказала, что собрала всех, а после свою только оставила, а ее разбросала по двору, да и ушла. Так было»…»
Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как-бы дух предков, обращённый к потомкам.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка.Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.
При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Куклы из золы выполнялись Пелагеей Ильиничной Щербининой из села Шубное Острогожского района Воронежской области. Эта интересная женщина недавно ушла из жизни.
Вплоть до 30-х годов нынешнего столетия подобными куклами одаривали молодоженов во время свадебных обрядов. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из просеянной, а затем смоченной и спрессованной золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Плотное, толстое туловище сворачивали из ткани и набивали отходами, полученными при обработке конопли. Затем шили юбку, собирая ее на завязке под прикрепленными грудями.
При кукле находился маленький кукленок. Его тулово завертывали в пеленку и свивальник. И кукла, и кукленок изготовлялись с «пустым» лицом. Детали опускались сознательно, иначе, по поверьям, идущим от предков, в игрушке поселится недобрая душа, которая способна сглазить играющего ребенка.
Для взрослых зольная кукла имела символический смысл. Зола издавна означала домашний, а изначально родовой очаг. Деревенские жители, почитающие сложившиеся обычаи, не разбрасывают золу, где попало, а ссыпают ее в укромное место неподалеку от своего жилья. Постепенно холм нарастает все выше и выше. Обитатели жилища держатся достойно. Соседи воспринимают их род сильным, богатым, благополучным. Именно поэтому кукла, изготовленная из золы своего домашнего очага, имела ритуальное, магическое значение. Являясь частицей родового зольника, она несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства. Вручая ее жениху и невесте, родственники приговаривали: «Чтобы дети у вас были хорошие да много». Молодожены с благодарностью принимали священный подарок, бережно хранили его до тех времен, когда у них нарождались и подрастали дети, начинали играть с зольной куклой и ее кукленком. Взрослея, они постигали магический смысл простой игрушки, осознавали свою связь с окружающим миром.
Рассказ Дайн о встрече примерно тридцатилетней (!) давности в одной из этнографических экспедиций:
«…попросила рассказать об этой кукле. Хозяйка моментом обернулась, насыпав в тряпку полные пригоршни золы. Подошла к печке, немного отсыпала на кукленка. Оставшуюся золу тщательно перебрала, выбросила все камушки, гвоздик. Взяла кружку с водой, глотнула и спрыснула золу. Завернула концы тряпки, крепко стянула и начала формовать шар, как раз в размер ладоней.
Сидит, сбивает голову, а сама говорит:»Водою польешь, сожмешь, и получается она прессованная, круглая. Поцапай, какая твердая, как каменная будет. Собьем еще дюжее. Главное, голову утвердили. Голова так голова! Только грязновата из-за золы. Раньше просили у матери тряпочку миткалитенькую (миткалевую, белую). Хочется, чтобы кукла красивая была, а то из-за холста рябая будет, не хочется такую», — и Пелагея Ильинична аккуратненько оборачивает голову кусочком белой материи, перевязывает ниткой.
Дальше начинает сворачивать плотное, толстое туловище, будто пеленает куклу:»Теперя хватит тула. Сделаем из ваты сиськи. Раньше-то хлоп был (очес конопли с кострикою), жуешь его на сиськи, потом катаешь, чтобы получились ровные твердые шарики. Вот и будя грудастая девка».
Мастерица сравнивает скатанные шарики: одинаковы ли? Старательно укладывает их под голову, накрывает тряпицей и крепко крест-накрест притягивает вязкой к тулову. «Вот и перекрестили груди. Теперь юбку сошьем, соберем под грудями и завеску повяжем. А рук и лица ей не надо, и путлюшки на голову ни к чему — не личат они ей.
Вот и справили куклу. Вот и хорошая бабнища. Посодишь ее — так видать, что сделано. И кукленка ей дадим», — Пелагея Ильинична терпеливо повторяет все снова. Сбивает маленькую головку, сворачивает туло, завертывает его в пеленку и в свивален. «Раньше и коробушку справим куклам из щепок. Залезем на печь и играем. Вот и вся для нас ЗАМАНОЧКА.»
Это очень древняя кукла, хранительница домашнего очага. Единственная кукла, которая без головного убора, без волос. Голова делается из золы, а тело тряпичное. Мы головы делали на Купалу из золы обрядового костра. Еще она считается свадебной, потому что ее дарила мать своей дочери (невесте), передавая вместе с куклой силу родного огня. И невеста в дом к жениху уносила этот огонь и благословение своего рода, своих предков. Таким образом, на огненном уровне соединялись два рода. А так же ее делали при переезде в новый дом, чтобы забрать с собой не только домового, но и силу огня из очага. Делала женщина ее как оберег своему любимому, когда он отправлялся в дальний путь по делам или военные походы. Она силой родного огня оберегала его в пути.
(с) Из сети