В языческие времена, именно за близость к природе и сотворению мира человек уважал яйцо, как символ возрожденной жизни, символ Богатства, символ Бога. Именно полным яйцом (а когда-то и писанкой) украинские знахарки выкатывали болезни, освящали зерно для посева, «бились» пасхальными яйцами на Пасху, и другие весенние праздники. Писанки обносили, как оберег, вокруг дома, поля, стада домашних животных, вокруг низин и пастбищ; подкладывали под крышу дома от пожара, в улей, где находилась матка, к месту, где телилась корова или овца. На писанках гадали на урожай, на здоровье, на любовь.
Когда-то в нашем народе хорошо знали, а гуцулы помнят до сих пор, что подарить кому-то пустую писанку означало пожелание: женщине – бесплодия; хозяину — нищету и пустоту в хозяйстве, разорение; маленькому ребенку — прекращение роста и умственного развития, а больному человеку — смерть.
Раньше враг подбрасывал пустые яйца, желая зла, а теперь люди, преимущественно от невежества, дарят своим друзьям, а еще лучше, покупают для себя и своей семьи за собственные деньги красивые символы бесплодия и нищеты.
Несмотря на это, сегодня все еще продолжают думать, что писанки и крашенки это сугубо христианское явление; вспоминают об обычае «христосоваться» в день христианской Пасхи. Ученые часто уверяют, что писанка — это «символ воскресения Иисуса Христа», а красное яйцо — символ пролитой крови «спасителя». Наблюдаем, как красное яйцо из образа Солнца в христианские времена превращается в символ крови распятого «Царя Иудейского» — Иисуса Христа. Многие уже не представляют писанки без изображения христианского креста с продленной нижней частью — символа казни и распятия, и без современных надписей «Христос воскрес» или «X. В. «. Ученые не спешат объясниять общественности, что ни Христос, ни евреи, среди которых он был распят, никакой традиции расписывать пасхальные яйца не имели, тем более такие, которые символизировали распятого и оживленного Христа.
Из истории обращения русичей в христианство знаем, с какой жестокостью христианские попы при помощи местной государственной власти искореняли все явления, проявления и остатки местной родовой веры — язычества или Русской Веры. Подобное они делали почти со всеми языческими верованиями народов, где проходил огненный меч христианства. Распространители христианской религии жестоко истребляли те явления культуры, которые не были описаны в текстах Библии, в частности в евангелиях.
Ни разу в Библии не упоминается о обрядовое использование яиц, дряпанок и писанок, поэтому и не могли христианские проповедники почтительно относиться к святыням языческого религиозного культа. С древнейших веков в нашем народе до сих пор сохраняется выражение осторожного отношения к писанке: «носиться с чем-то, как с писанкой». Когда-то писанки расписывали целую Весну, теперь — только три дня перед Пасхой. В странах и народах, оккупированных христианством, обычай писать писанки замирает и только в некоторых регионах еще теплится обычай дарить раскрашенные в разные цвета яйца, но уже без всякого значения. Исследователь писанок в с. Космач на Гуцульщине Д. Пожоджук уже на Международном съезде писанки, в 1992 году сообщил, что » в Космаче живет сейчас писанки пожалуй больше, чем во многих областях Украины, вместе взятых (…) Но теперь, увы, не каждая писанкарка может рассказать, что означает хотя бы один из символов «.
И не удивительно. Почти тысячу лет назад вместо местного предания о рождении мира из яйца, христианство принесло иудейскую легенду о сотворении мира богом Яхве за шесть дней. С распространением этой легенды, которая записана в Библии, предания о яйце исчезали, забывались или оставались в украинских народных сказках.
О неблагосклонном отношении церковников к обрядовому использованию яиц узнаем из послания идеолога местного христианства конца XVI в. Ивана Вышенского. «Пироги и яйца надгробные везде ликвидируйте …» — приказывает он в своем письме от 1599-1600 г. Таким образом запрещалось нести на проводы (на Проводы) калачи, писанки и крашенки, которые посвящались душам усопших предков, отшедших в Мир Нави.
Но обычай расписывать яйца в народе держался настолько сильно, что церковникам не оставалось ничего другого, как включить писанки к христианской Пасхе, точнее, позволить приносить их в церковь для «кропления» (освящение).
Если язычник украшал фон яйца символами Солнца, Луны, звезд, цветов и трав, священных птиц и животных, символами Земли и Воды, бесконечности и Сварги, то уже христиане впервые нанесли на нее образы еврейской мифологии, в частности окровавленное распятие «великого мученика»; сооружения христианских культов — церкви начали заслонять изображение Древа Жизни. Невольно вспоминаются слова Ф. Ницше, написанные в 1888 году в «Антихристе»: «Христианская церковь ничего не оставила нетронутым, к чему бы ни прикоснулась — все испортила» . Даже коммунисты начали изображать на писанках портреты вождей большевистской революции: Ленина, Маркса, Сталина и пятиконечные звезды …
С того времени, когда писанка потеряла свое сакральное значение, люди превратили это в обычное ремесло и стали изображать на яйцах все, что приходило им в голову. Природные красители были заменены искусственными, химическими. Если традиционные писанки имели ограниченное количество цветов, четко определенное назначение: на урожай, на плодовитость, дождь, на любовь, на лечение, на подарок, на защиту от всего плохого и вредного; писанки были символическими молитвами, заговорами и образами, то современные писанки начинают напоминать картины, цель которых не принесение мира, лада, добра и благосостояния в дом, в семью, где будет жить писанка, а желание заработать денег на еще одной забытой традиции.
Значение рисунков:
Сосна на писанке — символ здоровья.
Черный цвет- цвет скорби. На черные яички обязательно наносили яркий рисунок, показывая тем самым разнообразие жизни. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.
Голубь — символ души.
Сеточка — символ судьбы.
Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия.
Сливки — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — девичества.