Когда вышивали рушник с растительным узором, то как правило брали кусок цельного полотна, ни в коем случае не сшитого (это означает изломанную, перерубленную дорогу, а кому это надо ..), и накладывали на старый вышитый рушник. Оловянной ложкой, углем или другим способом перетирали, переносили узор на новое полотенце. Полотна на полотенце по длине брали столько, чтобы было кратно человеческому росту. Подольские полотенца чаще короткие — 150-180 см, киевские, черкасские, некоторые полтавские — 300-350 см, отдельные полотенца достигают длины 450-550 см.
Теперь, когда у нас есть готовое полотно, иглы, нитки, наступает время подготовиться самим к вышиванию.
Никогда не приступали к вышиванию сгоряча. Сначала это тщательно продумывали, размышляли, настраивались, молились. Полотенца свадебные, как и многие другие, начинали вышивать в четверг — Перунов день, чтобы иметь высшее покровительство. Начинали вышивать утром, когда Солнце подходило вверх к зениту, никак не вечером.
Когда садились вышивать у окна, то так, чтобы сесть к свету передом или боком, но не спиной.
Далее, взяв иголку с протянутой вышивальной нитью, читали молитву и пожелания, в зависимости от того, какое полотенце вышивали.
Эти молитвы, пожелания срабатывали, как программа, накладывалась и вшивалась в полотенце.
Если работа прерывалась, то всегда перед началом работы их повторяли. Когда откладывали работу до следующего раза, то не оставляли полотно как-нибудь, а аккуратно его складывали.
Если оставить скомканным, то и судьба так пойдет, не будет в ней ладу. Когда заканчивалась нить в игле, то никогда не втыкали иглу в вышивание. Надо было вдеть новую нить, и только тогда закрепить иглу в полотне.
Работу никогда не клали на те места, где спят и сидят.
Сложенную аккуратно вышивку заворачивали в ткань, не оставляли открытой.
Во многих местностях женщины вышивали в полной тишине, покое, тайно, чтобы никто не видел их работы, в противовес существующему в литературе описаниюи вечеринок, где собирались девушки вышивать. Возможно такое совместное вышивание и было, однако не рушников. Рушник — вещь глубоко сакральная и потому интимная.
Каждый конец полотенца вышивался снизу вверх, по такому же принципу, как изготавливалось полотно на полотенца. Никогда не перепрыгивали из одного конца в другой, чтобы вышивать элементы.
Чем старше полотенца мы видим в музейных экспозициях, тем более убеждаемся, что в первую очередь вышивка наносилась не ради красоты, а благодаря сакральному наполнению, ритуальному назначению. Такие старые полотенца часто имеют асимметрию в исполнении концов. Она не бросается в глаза на первый взгляд, но при детальном рассмотрении разница в узорах заметна. Это говорит о том, что концы рушника сознательно обозначали.
Необходимо отметить, что традиция предусматривала выполнение следующих моментов:
Во-первых, никогда не выпарывали ошибки. Те ошибки, что уже были прошиты на полотне, при их исправлении вносили деструкцию в энергетику полотенца. Как нельзя заново пережить вчерашний день, так и не стоит переделывать работу, а надо идти дальше. Полотенца, которые вышивались с песней и молитвой, с асимметрией и различными метками, поражают нас своей живостью, а те, которые технически безупречно выполнены — неинтересны, холодные, бессердечные (вышитые только умом).
Во-вторых, полотенца в прошлом изготовлялись так, что обе стороны были вышиты одинаково и чисто. Видимая для нашего глаза сторона символизирует наши деяния, которые известны людям, а невидимая — мысли и желания. Последние часто идут вопреки нашим поступкам, в которых мы хотим казаться людям красивыми и хорошими. Невидимая наша сторона должна быть в полной гармонии с видимой, в этом заключается смысл Бытия.
Дерево Жизни, Мировое Дерево, Дерево Рода, Древо, Цветок, Вазон — все это научные и народные названия центрального символа в вышивке рушников. Древо символизирует собой целом Космос со всеми его проявлениями. Доходя своим корнем необъятных глубин истоков, оно развивается в мощный прямой ствол (ось Вселенной) с кроной, направленной вверх. Дерево представляет собой бессмертие, бесконечность Жизни, ее разнообразие. Оно стоит над временем (объединяя прошлое, настоящее и будущее) и пространством (будучи центром мира, включая все планы Бытия). Условно Древо можно разделить на три части-корень, ствол и крону, которые соотносятся с тремя мирами дольным (подземным), земным и верхним (небо). В то же время на этом образе отражена дуальность, полярность мира — сочетание Духа и Материи. Материя представляет собой корни, ствол, ветви (статическая форма), как скелет дерева зимой. Дух — это молодые ветки с листьями, цветы, плоды, почки (динамическая субстанция), — дерево весной и летом.
Иконографически Дерево Жизни изображается цветущим. Цветы символизируют человеческие жизни настоящего, почки — зародыши будущих поколений, а плоды-человеческие деяния, различные в своей значимости для цивилизации. Очень часто вдоль Древа изображается много мелких элементов разного размера и формы. Они демонстрируют собой общую жизненную силу — эфир, который наполняет собой пространство. Древо всегда имеет ярко выраженный центральный верхний цветок. Он символизирует собой огонь Жизни, пылающий постоянно, не гаснущий, полный энергии. Этот Огонь охраняется двумя лучезарный духами — ангелами (в христианской традиции), или птичками (в народной интерпретации). Такими ангелами-хранителями выступают также и предки, что ушли из этого мира, но их души следят, чтобы ничто не помешало, не повредило родовому древу.
Чаще Дерево вышивается прорастающее из вазона, горшка. Это символическое изображение Древа Рода, что выросло из веточки, отломанной от Мирового Дерева Жизни. Горшок семантически означает первопредка, культуру. Еще в далекие дохристианские времена Дерево было символом Рода — прародителя всех богов.
Относительно семантики чисел, в изображении Дерева она имеет большое значение. Как правило, Древо имеет нечетное количество ветвей, благодаря двусторонней симметрии и единому центральному цветку. Но есть исключения, когда вышиваются Деревья с парой цветков наверху. Простейшим является изображение Дерева из трех веток. Значение его, как и Троицы (Три Сути, трезубец) — тройственность Мира в процессах созидания , разрушения , над которыми властвует Всевышний
Дерево никогда не копирует какое-то конкретное растение, его листья, цветы, плоды. Всегда это собирательный, обобщенный образ, в котором все символично. Многие мотивы и орнаменты поазывают схематично маленькие деревья, которые чередуются по цвету, конфигурации и размеру. Это отголосок древнего культа растений, деревьев, который был как у наших предков, так и у кельтов, друидов. Однако, отдельные растения все же узнаваемы, и даже специально так вышиваются. К таким растениям, что очень часто сопровождают композицию полотенца, относятся виноград, дуб, лилия и другие. К слову сказать, они также являются излюбленными орнаментами рубашек.
Также, полотенца с вышитыми изображениями голубей, петухов, лошадей, крестиков и т.п. были своеобразными оберегами, которые защищали человека от злых сил. Большое значение имела и цветовая символика (красный — любовь, жажда, свет, борьба, черный — печаль, несчастье, горе, смерть, зеленый — весна, буйство, обновление жизни и т.п.). Солярные знаки, схематические фигуры Солнца, Берегини, вышитые на полотенцах, является еще одним свидетельством глубокого почета наших пращуров к Солнцу, Матери, как к могущественным, святым, животворным первоосновам всего сущего. Кроме того, вышивание как национальная традиция способствовало формированию у девушек и женщин терпения, ощущения красоты. Девушка должна была вышить милому рубашку, платок, свадебные рушники. Вышитая своими руками одежда была одним из главных показателей трудолюбия девушки.