Философское эссе о нюансах исполнения желаний
— Нет, — уперся джинн. — Желание не должно включать в себя физические объекты.
— Это почему? — удивился Скай. — А что же мне тогда желать? Что-то такое нематериальное? А нафига оно мне нужно, если я его потрогать не смогу?
— Ммм — задумался джинн. — Если есть что-то нематериальное — то это еще не значит, что оно тебе не нужно. А вот что касается материальных… Ну как вот объяснить… понимаешь, с физическими объектами есть достаточно хитрая фишка. Да, действительно, можно взять и сотворить какой-то предмет. Однако в природе все взаимосвязано и соблюдается закон взаимобаланса. То есть, существует некий взаимодетерминируемый механизм положительных и отрицательных обратных связей, кумулятивно завязанный на изменения энтропийно-зависимых АГ-состояний, собранных в многомерную дельта-управляемую матрицу…
Заметив в глазах человека грустный туман, джинн сбавил обороты.
— Если просто и утрировано, то — «если где-то убудет, то где-то прибудет». Только в природе все это на глобальном уровне и нелинейно.
— Ну и что?
— Не перебивай, — джинн поморщился. — Если мы берем и нарушаем баланс, то срабатывает «эффект обратной тяги» — это когда возмущающее действие начинает компенсироваться обратной волной противодействия. Только вот в отличие от первичного действия материализации эта обратная волна за счет последовательных связанных флуктуаций и «эффекта снежного кома» оказывается мощнее и, в отличие от действия, она получается не созидательной, а разрушительной. В смысле — регрессивной, с мультипликативным эффектом взаимодействия.
— Погоди. — Скай поднял руку. — Теория — это хорошо, но не мог бы ты объяснить на пальцах?
— На чьих пальцах?! Аааа! В смысле — на примерах? Хорошо. Простейший пример — снежная лавина. Из-за какого-то незначительного возмущающего воздействия срабатывает цепная реакция, и возникает лавина, сносящая все на своем пути. Если же из «практики исполнения желаний», то… ну, вот например, пожелал ты золотой унитаз. Ну, или виллу на берегу моря. Сказано — сделано. А в качестве «компенсации» — на острове землетрясение в 12 баллов, настолько сильное, что от острова уже ничего не остается, в комплекте с ураганом седьмой категории.
— Ни хрена себе…
— Ага, противодействие в силу нелинейности законов природы и мироздания получается весьма убойным. Вот поэтому, чтобы не устраивать собственными силами Армагеддон, ни один джинн не берется за желания с физическими объектами.
— Ну ладно, уговорил, — сдался Скай. — А могу я загадать желание «стать счастливым»?
— Эээ… нет — печально вздохнул джинн.
— Опа… — удивился Скай. — Это почему так? Счастье — оно же нематериальное…
— Нематериальное, — подтвердил джинн. — Но с ним вот какая заковырка… «Быть счастливым?» А что это такое? Ты можешь точно и формально определить, что такое «быть счастливым»?
— Ну, быть счастливым — это… — бодро начал Скай, но внезапно замолчал. И надолго задумался. Впрочем, джинн никуда не спешил.
— Знаешь… — осторожно и грустно начал Скай, — не складывается мозаика. Каждый раз, когда я пытаюсь как-то сформулировать «быть счастливым» и «зафиксировать» формулировку, что-то оказывается не так…
— Типа «лишних деталей», которые надо пристроить в механизм?
— Наверное, — согласился Скай. — Формулировка каждый раз оказывается неполной и каждый раз — совершенно разной.
— Этого и следовало ожидать, — подтвердил джинн. — Счастье — оно, во-первых, составное и компилируется из нескольких факторов, а во-вторых, это метажелание и больше связано состоянием из-за последствий разных факторов и желаний. А в-третьих, счастье контекстно и формулируется как нечто индивидуальное для конкретного человека и неустойчиво во времени. То есть, сегодня понятие счастья и «быть счастливым» будет отличаться от завтрашнего. Это называется «дрейф желания». Но самое интересное, что большинство человеческих желаний именно такие…
— Офигеть, — вздохнул Скай. — Подожди, я попробую собрать мысли в кучку. Можно?
Джинн не возражал.
***
— Можешь мне пояснить — а какие же тогда желания можно?
— «На примерах»? — уточнил джинн. — Лучше не надо — в итоге окажется, что я начал подсовывать тебе чьи-то чужие желания. Я понимаю, проще выбрать один вариант из нескольких предложенных, чем придумать свой собственный вариант… но я все-таки буду настаивать на твоих собственных желаниях.
Скай тоскливо вздохнул.
— Хочешь, я расскажу, как на самом деле работает исполнение желаний? — предложил джинн. — Если для тебя станет ясен механизм исполнения желаний, то тебе будет понятно, как формулируются желания.
— Ага, расскажи, — оживился Скай.
— Ага. Начну с того, что будущее многовариантно. И завязано на многомерную вероятностную сеть причинно-следственных связей. В зависимости от вероятностного «момента вращения» и выбора варианта в сети, ты начинаешь по этой сети двигаться, играя на связке «причина-следствие». Но сеть подчинена принципу неопределенности и, когда ты делаешь очередной шаг, это вмешательство и его возмущающее воздействие приводят к тому, что сеть перестраивается. То есть каждый шаг перестраивает всю доступную тебе сеть, а особенно сильно — ближайшую к тебе область сети.
Джинн сделал небольшую театральную паузу и продолжил:
— Однако чаще всего человек, как слепой котенок, делает шаги достаточно случайно, не просчитывая оптимальность и последствия. Есть, конечно, те, кто достаточно четко представляют цель и пути ее достижения, но им тоже не хватает умения просчитать причинно-следственные связи в многомерной нелинейной матрице. Зато такой расчет может сделать джинн. У нас это что-то типа встроенной способности.
— То есть, умение рассчитывать — это и есть способ исполнения желания?
— Не совсем. Это не «способ», это база, на которой может развернуться джинн. Основная фишка в том, что можно чуть увеличить вероятность там, уменьшить в другом месте, поиграть с настройкой причинно-следственных связей… а в результате получается, что я могу постоянно подсовывать тебе наиболее оптимальные варианты достижения цели, причем так, чтобы они были для тебя более вероятны, чем остальные варианты. Даже если ты где-то собьешься с оптимального пути, всегда есть возможность «переиграть» и с небольшими издержками запихнуть тебя обратно на «путь желания». Получается своеобразная динамическая нитка Ариадны.
— Забавно, — улыбнулся Скай, — но не совсем понятно…
— Ну, я не настолько владею бритвой Оккама, чтобы изложить сложные вещи простым языком. Но, я думаю, что работа механизма исполнения желаний вцелом понятна? — уточнил джинн.
— Более-менее, — кивнул Скай.
— Ага, тогда постепенно двигаемся дальше. Теперь я расскажу о том, как на вероятностную сеть накладываются желания, а потом расскажу, как правильно формулировать желания, чтобы их можно было бы наложить на сеть.
***
Часа через три, когда ближайшая территория была исчиркана схемами, а Скай выглядел хорошо уставшим, джинн удовлетворенно констатировал:
— Ну вот, вроде и все. Понятно, что мы пробежались по верхушкам, но этого вполне достаточно, чтобы сформулировать желания.
— Эээ… — замялся Скай. — У меня пока не все ясно уложилось в голове… С такими хитрыми нюансами и ограничениями я прямо сейчас не смогу назвать три желания.
— Ха! — добродушно рассмеялся джинн. — А этого — назвать три своих желания «здесь и сейчас» — от тебя никто и не требует. Так что не беспокойся, спешить никуда не нужно. Думай сколько требуется. У многих на формулирование желаний уходят годы, у некоторых — вся жизнь. Только учти, что у тебя должны быть готовы сразу три желания — они будут исполняться вместе, а не по одному — иначе невозможно проверить их взаимную непротиворечивость.
— Непротиворечивость? — переспросил Скай.
— Ну да, — подтвердил джинн. Чтобы не было ситуации, когда одно желание тянет тебя в одну сторону, а другое — в другую. А то получится как с обезьяной — «если я красивая и умная — мне что, разорваться?». А повернуть процесс исполнения желаний вспять пока еще никому не удавалось… как и получить обратно кусок мяса из фарша.
Джинн немного помолчал, а потом подвел черту:
— Удачи! И искренне сочувствую — исполнять желания все-таки проще, чем их правильно формулировать.
(с) Вадим Артамонов